Аничков дворец история создания. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Дворец в имперские времена

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев - с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие "звёзды", которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.

Первый дворец на Невском проспекте

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны - графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.

Аничков - первый дворец на Невском проспекте . Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону - это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границу города.

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова - с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества . Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.


Фото: ipetersburg.ru

Дворец - лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский . Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна . Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Сразу после революции Аничков дворец национализировали - сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров , самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных .


Фото: saint-petersburg.com

Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных - отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив . Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой , во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое.

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев - здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков - здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца - несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества "Зеркальный", два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр "Крестовский остров" с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

Текст: Юлия Севостьянова

Адрес: Невский проспект, 39

Аничков дворец (Невский проспект, 39) – одно из старейших зданий на Невском проспекте. Назван дворец так по имени находившегося рядом Аничкова моста , который в свою очередь получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых, принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.

История

Возведение данного императорского дворца началось в 1741 году по проекту архитектора М.Земцова , но из-за смерти автора строительство продолжил и закончил Б.Растрелли в 1753 году . Место строительства определила вошедшая на престол Елизавета Петровна . Дело в том, что до будущего дворца здесь размещался Преображенский полк, сыгравший существенную роль в воцарении на престоле Елизаветы. Память об этом и должен был увековечить новый дворец.

Здание относилось к распространенному в то время стилю барокко , и своей красотой дворец призван был украшать столицу со стороны въезда в нее от пограничной окраины города - реки Фонтанки . К дворцу, стоящему боком к проспекту (который в те годы еще не был полноценным проспектом) была прорыта гавань от Фонтанки. И именно к этой гавани лицом и стоял новый дворец. Позади дворца в сторону Садовой улицы был организован сад с фонтанами, скульптурами и цветниками.


Аничкову дворцу было суждено стать вечным «подарком» . Почему-то его очень любили дарить сильные мира сего своим фаворитам и родственникам. Первым хозяином дворца был фаворит Елизаветы Петровны, ее тайный супруг – Алексей Разумовский , которому дворец сразу же и был подарен. Далее, Екатериной Второй этот дворец, выкупленный у Разумовских, был преподнесен в дар опять-таки фавориту Г.Потемкину . При нем в конце 70-х годов 18 века дворец превращается в сооружение строгого классического стиля – исчезли разноэтажность, декоративные лепнины и гавань.


К концу 18 века Дворец (опять выкупленный императорской казной) служил местом размещения Кабинета Его Императорского Величества . Тогда были сооружены отдельные дворцовые корпуса , выведшие дворец к набережной Фонтанки (дома 39Б и 39В). Но уже в 1809 году Александр Первый преподносит дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине , а после ее отъезда с супругом за границу, вновь выкупает дворец в казну, чтобы подарить его на свадьбу брату Николаю (Первому).

При новом хозяине происходят очередные видоизменения дворца. Архитектором Росси усовершенствуются интерьеры, увеличивается территория дворца за счет пристройки на южной стороне дугообразного корпус а (39К), а на западе двух одноэтажных павильонов (39Г и 39Е). Сам же дворец с придворцовой территорией композиционно вливается в ансамбль площади Александрийского театра (сегодня площадь Островского).

Николай Первый дольше всех пользовался дворцом, в котором или проживал с семьей или устраивал в нем балы. Здесь рос его сын Александр Второй , которого обучал поэт В.Жуковский , имеющий при дворце свои апартаменты. В этот дворец в ноябре 1936 года приходил А.Пушкин , вызванный императором с целью отменить намечающуюся дуэль.


В 1841 году дворец опять становится очередным свадебным подарком – теперь уже Александру Второму , а к середине 60-х годов (опять-таки к свадьбе) - Александру Третьему , который делает дворец своей резиденцией. При нем также происходит ряд внутренних изменений дворца, а окна украшаются витражами русского мастера В.Сверчкова. После смерти Александра Третьего здесь проживала его вдова Мария Федоровна.

Комплекс Аничкова дворца в Питере сегодня

После октября 1917 года Дворец какое-то время использовался в качестве музея . А в 1937 году в нем обосновался Дворец пионеров , ставший сегодня Дворцом творчества юных . Первой блокадной зимой во Дворце пионеров был оборудован временный хирургический госпиталь.

Современный Дворец творчества открывает юным жителям Северной столицы миры различных увлечений. В нем проводятся тематические конкурсы, фестивали, олимпиады и семинары. А еще во дворце существует Аничков лицей , где самые способные дети могут получить среднее образование.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге фото внутри

Самим осмотреть дворец не представляется возможным, но его вполне реально посетить с небольшой 1,5 часовой экскурсией , которая проводится сотрудниками Музея Аничкова дворца. Во время экскурсии можно пройти по торжественным залам дворца, зимнему саду, дубовому кабинету и т.д., а также услышать интересные истории о бывших царственных владельцах этого уникального дворцового сооружения и о сегодняшних днях Дворца, принадлежавшего ныне юным дарованиям.

Я уже как-то рассказывала об интересном месте нашей Северной столицы, которое именуется « ».

Надеюсь, что повествование об одноименном дворце также привлечет ваше внимание. Тем более что это – одно из старейших зданий, расположившихся у Невского проспекта. И сохраняет для нас с вами этот дворец свои истории, начиная с далёкого XVIII века.

А ведь согласитесь, что всем порой так хочется хоть на мгновение при помощи фантастической машины времени совершить путешествие в прошлое.


Вот я и предлагаю вам небольшой подобный экскурс, главным героем которого сегодня будет выступать это великолепное здание.

Перелистнём страницы истории

Герой моего рассказа расположился между речкой Фонтанкой и улицей Садовой.

Появление первого дворца у Невского проспекта

Изначально это место в молодом Петербурге было во владении некого генерала А. Э. Девиера.


После того, как владельца за политпроступки побили кнутом и выслали из Северной столицы в Сибирь, территория в 1727 году переходит к лесопромышленнику Д. Л. Лукьянову. На ней с 1738 года расположился двор того самого Преображенского полка, при поддержке которого в 1741 году при дворцовом перевороте на трон взошла императрица Елизавета Петровна.


Она-то и решила отметить событие своего триумфа постройкой в этом месте дворца (официально-то для самой себя, но на самом деле – для своего фаворита – графа А. Г. Разумовского). Я уже намекала вам, что история здания сохраняет немало петербургских тайн и легенд, в чем вы сами убедитесь по ходу моего рассказа.

Построение дворца

Проект этого императорского здания в виде буквы «Н» создал знаменитый архитектор М. Г. Земцов.


Его кончина в 1743 году повлияла на передачу «бразд правления» вначале зодчему Г. Д. Дмитриеву, а затем (также после смерти оного) – знаменитому Ф. Б. Растрелли, внесшему в проект Михаила Земцова свои коррективы. Растрелли писал, что добавил ко дворцу «часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами»…


Своё название здание получает от находящегося поблизости . Его парадный вход обращен к речке Фонтанке. Вдоль неё в те времена проходила граница города, а Невский проспект тогда ещё не обрёл статуса центральной столичной улицы. Мне было интересно узнать, что поначалу гости могли добраться сюда непосредственно по воде. Кстати, был даже устроен гаванец (небольшая гавань в форме ковша), где горожане оставляли свои средства передвижения (такая вот своеобразная стоянка для судов).


Параллельно Фонтанке ещё по замыслу Г. Дмитриева были установлены открытые галереи. Архитектурное решение дворца представляло собой композицию из трёхэтажных корпусов, соединенных двухэтажными перемычками. Подобная черта построек характерна для зданий раннего барокко.


Над корпусом со стороны Невского проспекта возвышался купол Воскресенского храма, для которого иконостас был создан также мастером Растрелли. Сегодня этот шедевр находится Северной столицы. Освещение домового храма Аничкова дворца произошло в марте 1751 года. Отмечу ещё одну деталь: между зданием и Садовой по велению императрицы устроили сад для прогулок, подобный Петергофскому.


Принадлежали труды по его созданию «аглицкому» садовнику Л. К. Таперу. Постройка дворца окончилась в 1756 году.

Дворец в имперские времена

Облик дворцового ансамбля, дошедшего до нас с вами, складывался под влиянием смены «архитектурных мод», которые предпочитали также меняющиеся владельцы. Само здание, если оглянуться на его историю, постоянно выступало в роли дорогого подарка. А кто бы из нас с вами отказался от подобного презента?!


Именно в данном качестве оно чаще всего переходило из одних великосветских рук в другие. Да и был этот подарок прекрасен, ведь над дворцом в разные времена потрудились такие видные мастера, как И. Е. Старов, Л. Руска, Дж. Кваренги, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер и другие.А теперь расскажу о том, кто же здесь жил-поживал и добра наживал. Как я уже отмечала, первым фактическим хозяином Аничкова дворца стал граф Разумовский.


При нём находился бывший в услужении у «Его светлости» знаменитый писатель А. П. Сумароков. Этого многожанрового литератора порой нарекают «отцом русского театра».


После смерти первого владельца Аничков дворец достался его брату, и не кому-нибудь, а самому президенту Академии наук – графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. У него в 1776 году здание было откуплено Екатериной II и тут же подарено теперь уже её фавориту Г. А. Потёмкину.


Новый хозяин, видимо, жаждал перемен и пригласил для этой цели архитектора И. Е. Старова. Дворец был преобразован по канонам классического стиля, «гаванец-стоянка» для судов засыпана, упразднены галереи на Фонтанке и модернизорован сад, в котором в 1779 году появляется оранжерея с заморскими растениями. Думаю, что все люди падки на диковинки, только вот для знати они, к тому же, по карману. Как же не обзавестись?


В своей новой галерее Потёмкин закатывал балы-маскарады, во время которых слух присутствующих услаждали порою до сотни оркестрантов-музыкантов. Эта тропическая галерея также может похвалиться большим количеством подслушанных светских сплетен.


Но мы с вами оставим жёлтые байки в стороне, а вот то, что в 1786 году тут впервые был представлен необычный музыкальный инструмент – рояль, я упомяну. (Вообще по ходу отмечу, что появился он в 1709 году). Хитрый Потёмкин перепродал дворец купцу Шемякину. Екатерине II отказ от её подарка не понравился. Она вновь выкупила его и опять же вручила Потёмкину.


Уж не знаю, в силу каких соображений, но и тот вновь продал его (на сей раз – в государственную казну). После такой чехарды, устроенной со дворцом императрицей и её любимчиком, здесь в 1794 году разместился Императорский Кабинет, где одно время сохранялись сочинения Иосифа Залусского. Именно они послужили базой для организации Публичной библиотеки Северной Венеции.


Мне кажется интересным распутывать исторические узелки и внезапно для себя порой находить интересные аналогии. Когда-то поживал в Аничковом дворце «отец русского театра» Сухоруков, а в 1799 году одну из частей здания отдали именно для нужд Театральной дирекции Петербурга. В начале XIX века мастер Кваренги построил перед её парадным входом Торговые Ряды.


А со стороны Садовой улицы пристроил помещение для Публичной библиотеки. Что же касается «подарочной эстафеты» по передаче дворца, то она так и не прекращается.


Государь Александр I в 1809 году дарит здание сестре, великой княгине Екатерине в качестве презента к её свадьбе с принцем Георгом Ольденбургским. Для молодой четы дворец вновь модернизируется (архитектор Л. Руска). Сегодня труды мастера сохранены в облике зала для балов и столовой.


Пространство Торговых Рядов перешло для нужд Императорского Кабинета. Руска пристроил к ним западные корпуса и ограду с воротами между Кабинетом и дворцом. Отмечу, что в тот период во дворце жил знаменитый поэт Жуковкий – воспитатель будущего царя Александра II. Именно в этих стенах представил свою поэму «Руслан и Людмила».


Вскоре в 1816 году дворец вновь переходит в распоряжение казны. Далее он был подарен будущему императору Николаю I к предстоящей свадьбе. Теперь над зданием потрудился К. Росси. Усадьба по его проекту влилась в архитектурный комплекс Театральной площади (сегодня – пл. Островского), от которой её отделила чугунная ограда.


Также и интерьер помещений, переделанный по задумкам России, стал представлять единый ансамбль.


Николай I любил этот дворец и проводил в нём много великосветских приемов, балов и лотерей. Следующим владельцем здания, теперь получившим приставку к имени «собственный дворец Его Императорского Величества», в 1841 году становится будущий Государь Александр II.


В середине XIX века дворец оснастили водопроводом и канализацией. Шли годы, а вместе с ними сменялись высокопоставленные владельцы. Здесь была сыграна свадьба Александра III с принцессой Дагмар.



В начале XX века дворец стал свидетелем исторического события – венчания племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны с Феликсом Юсуповым.


Это была свадьба с тем самым князем, который участвовал в убийстве всем нам известного Григория Распутина.

Легенда Аничкова дворца


В образе женщины в белом одеянии оно неоднократно являлось нашим монархам, которые в разное время проживали во дворце, и даже вело с ними свои монологи. Правда это или вымысел – сегодня не узнать, так как императоры на этот счёт как-то публично не распространялись. А вот школа для детей прислуги здесь действительно реально существовала с 1899 года.

После революции дворец был приватизирован государством. Поначалу тут разместилось министерство продовольствия. Далее, с 1918 по 1935 год, была оборудована экспозиция городского музея.


Отмечу, что не именно Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда), а городов, как таковых, вообще. Возглавлял его архитектор Л. А. Ильин. В залах бывшего Императорского Кабинета функционировали «офисы» коммунальной и социальной гигиены, а также библиотека Музея города. Период церковных репрессий коснулся и домового храма дворца. В итоге, в 1926 году его купола снесли и переплавили. Что касается музея, то в 1928 закрыли и его. Имущество было распродано и роздано для других экспозиций.

Образование Дворца пионеров

И вновь – исторический зигзаг. Я вам уже рассказывала, что в стенах Аничкова дворца воспитывались царские наследники, а в конце XIX века даже находилась школа для детей служащих. Это словно положило начало появившемуся тут в 1937 году грандиознейшему в стране Дворцу пионеров и школьников.


Для этой цели Аничков дворец вновь переделали (по эскизам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского). Две комнаты здания были украшены палеховской росписью по мотивам произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького.


Во Дворце сразу открылось более ста секций и кружков.


Уверена, что всем известны имена: Виктор Корчной, Станислав Жук, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова…


Профессиональный звёздный путь этих людей начался именно в данном Ленинградском дворце пионеров.

Аничков дворец в Великую Отечественную войну

Расскажу теперь о судьбе дворца в то трагическое для всей страны время.


Уже с октября 1941 года по май 1942 года на его территории работал хирургический госпиталь. Сам Дворец не закрывал свои двери для детворы все страшные блокадные дни! Несмотря ни на что, именно тут в 1942 году был проведён выпускной для ленинградских школьников. Кроме того, проходили здесь и новогодние елки, и творческие олимпиады.


А концертные бригады художественных кружков Дворца пионеров, превозмогая слабость от голода, выступали перед бойцами в госпиталях и в воинских подразделениях.


Неспроста 70 молодым артистам были вручены медали «За оборону Ленинграда». Пострадавший от артобстрелов комплекс дворца к 1945 году уже сумели восстановить.

Аничков дворец сегодня

Мне кажется символичным тот факт, что первый дворец на Невском проспекте, находившийся в собственности самых блистательных лиц России, здание, где прошло отрочество императоров, звучали стихи Пушкина и Жуковского, сегодня принадлежит наследникам страны – нашим детям.


Теперь оно носит название Петербургского городского Дворца творчества юных. Здесь для ребят – настоящее царство радости! Отмечу, что сегодня каждый ребёнок, начиная с дошкольного возраста, в Аничковом дворце может найти себе занятие по вкусу в технических, творческих, спортивных, хореографических и прочих кружках и секциях.


Здесь ежегодно проходят конкурсы, конференции, семинары и фестивали. Кстати, именно в этих стенах проводится финальный тур Всероссийского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».


И мне радостно, что моя знакомая также побывала в числе победителей, как преподаватель ИЗОстудии.


Кстати, балы, концерты и ассамблеи тут также проводятся.


Дворец творчества гордится своей уникальной библиотекой , опытно-экспериментальной площадкой , музеем, в который я приглашаю и вас.

Музей Аничкова дворца

Если вы захотели не просто со стороны взглянуть на этот памятник архитектуры, а побывать на экскурсии «Дворец царей – дворец детей», то, я считаю, что у вас будет 1,5 часа увлекательного погружения в прошлое совместно со знакомством с современной бытностью Аничкова дворца.


Подробную информацию, включающую и расписание экскурсий, можно получить . Мой вам совет – непременно узнайте про план проведения этих обзорных мероприятий предварительно, так как без гида посещение Дворца не предусмотрено. Отмечу, что экскурсии проводятся только в соответствии с указанным расписанием текущего месяца для индивидуальных посетителей .

Добавлю, что вы также побываете на выставке «Живое искусство Палеха», которая входит в общую обзорную экскурсию.


Взрослый билет обойдётся в 200 рублей, а для школьников и студентов – 80 рублей. Билеты можно приобрести в кассе дворца (Невский пр., 39, у входа на территорию Аничковой усадьбы).Необходимы бахилы или сменная обувь.

Как добраться

Как я уже отмечала – здание, которое нас с вами интересует, является первым дворцом, воздвигнутым у Невского проспекта. Следовательно, находится оно в центре города.


Добираться сюда лучше всего на метро, выйдя на станциях «Маяковская», либо «Гостиный Двор». От обеих по Невскому проспекту вам до Дворца идти всего несколько минут. Другой общественный транспорт не рассматриваю, так как этот способ – самый удобный во всех смыслах (близко от достопримечательности, нет пробок, да и прогулка по Невскому проспекту уже – маленькое событие для путешественников). Точный адрес - Невский проспект, 39.

Подробнее о каждом варианте:


От метро "Гостиный двор" (1) до Аничкова дворца (2) идти всего 5 минут. Но даже проходя это небольшое расстояние, вы минуете Российскую национальную библиотеку (5), замечательный Екатерининский садик (3), в центре которого сможете полюбоваться на великолепный памятник Императрице Екатерине Великой (архитектор Давид Иванович Гримм), за ним увидите здание Александрийского театра (советую посетить его спектакли при случае).


Напротив, через Невский проспект располагается Петербургский театр Комедии (6).


Второй маршрут от станции метро "Маяковская" (1) проведёт вас через тот самый Аничков мостик (3), название которого и дало имя дворцу (2).


По-моему, в любом случае вы обогатите свое путешествие новыми интересными фрагментами.

Напоследок

Вот мы с вами и совершили при помощи машины времени, которая есть у каждого и называется воображением, небольшое путешествие в знаменитый петербургский Аничков дворец.


Узнали об истории его появления и послушали рассказы об обитателях этой удивительной усадьбы. Думаю, что и по мосту, в честь которого Дворец назван, вы также прошлись и полюбовались скульптурной группой «Укрощение коня».


Подобные знакомства с архитектурными памятниками позволяют нам больше узнать о прошлом самой страны. Ведь создавали их талантливейшие мастера для известных исторических персон, без рассказа о судьбах которых при повествовании об истории зданий нам не обойтись.


И пока мы сохраняем наши дворцы-музеи, хранится и память о людях, так или иначе, с ними связанных. Кстати, перед главным корпусом Аничкова дворца вас встретит берёза, которую посадили наши герои-космонавты Герман Титов и Комаров.

Где сейчас располагается Аничков дворец , в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов , он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года . С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл "архитектурии гезель" Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли . Первоначальный проект итальянец скорректировал, заменив завершение боковых ризалитов в виде финиментов двумя многогранными куполами, обрамлёнными многочисленными декоративными вазами. Он так писал об Аничковом дворце:

"Я исправил большой дворец Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами" [Цит. по: 5, с. 316].

Аничков - первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста , находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи .

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для "дорастреллиевского" барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом - звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года .

От Невского проспекта усадьба Аничкова дворца была отделена глухой каменной оградой с тремя воротами. Изначально боковые трёхэтажные корпуса соединялись двухэтажным переходом с центральным трёхэтажным корпусом. До Садовой улицы был устроен сад с павильонами, беседками и скульптурами. Для его устройства в 1743 году императрица повелела перевести сюда из Стрельны англицского садовника Людвига Киндера Тапера.

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у гнего адьютентом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова . С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год гарелею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент - рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была "урезана". Здесь построили здание для Публичной библиотеки . Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска . От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси . Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усабедного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, медель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли "собственным Его Императорского Величества".

В 1822 году здесь родилась великая княгина Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Аниколаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним - зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер . В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Аничков дворец - Дворец Пионеров

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор

Аничков дворец — самое старое здание на Невском проспекте, сохранившееся до наших дней, один из десяти императорских дворцов Санкт-Петербурга. У этого здания особая судьба — его часто дарили, и этот подарок был или в знак любви, или к свадьбе.

Аничков дворец находится в самом центре города, на набережной реки Фонтанки, возле Аничкова моста, в честь которого и получил свое имя. А название моста связано с именем инженера-подполковника М. Аничкова, полк которого был размещен в этой местности и строил переправу.

История

Строительство дворца началось в середине XVIII века, когда дворцовый переворот привел на престол императрицу Елизаветы. В те годы эта местность была окраиной Петербурга, а Невский проспект — всего лишь просекой. Поэтому дворец, который планировался в качестве украшения на въезде в столицу, был обращен главным входом к реке Фонтанке, от которой в сторону дворца прорыли канал с гаванью, а незначительный в те времена Невский оставался сбоку дворца.

Проект здания в стиле барокко разработал Михаил Земцов, а после его смерти строительство дворца завершал Бартоломео Растрелли. Вокруг дворца был разбит сад с цветниками и фонтанами.

Елизавета пожаловала достроенный Аничков дворец своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти здание перешло к его брату Кириллу, однако Екатерина II, взошедшая на трон, выкупила дворец и тоже подарила его фавориту — графу Григорию Потёмкину. К подарку было добавлено 100 тыс. рублей на обустройство дворца. Эти деньги были использованы на перестройку Аничкова дворца в стиле классицизма — он приобрел более строгий вид, исчезла нарядная лепнина, а гавань засыпали.

В конце XVIII века дворец был опять выкуплен во владение царствующей семьи и в нем был оборудован императорский кабинет, а архитектор Кваренги построил перед дворцом два отдельных корпуса. В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец на свадьбу своей сестре, великой княгине Екатерине Павловне, а спустя годы, после ее отъезда, здание снова было выкуплено в казну, чтобы стать свадебным подарком будущему императору Николаю I. В этот период архитектор Росси осуществил перепланировку дворца, а также построил дугообразный «сервизный корпус», пару садовых павильонов и ограду вокруг дворцового сада.

В 1841 году Аничков дворец стал свадебным подарком сыну Николая, Александру II, и через четверть века был снова подарен на свадьбу будущему Александру III, который огородил здание глухой стеной со стороны площади, опасаясь террористов. После его смерти во дворце проживала вдовствующая императрица Мария Федоровна.

После революции в Аничковом дворце ненадолго открыли музей старого Петербурга, но уже в 1925 году его закрыли.

Санкт-Петербургский Дворец творчества юных

С 12 февраля 1937 года экс-императорская резиденция стала принадлежать детям — в здании был размещен Ленинградский Дворец пионеров (сменивший свое название на Дворец творчества юных в 1990 г.).

В первую блокадную зиму в здании работал хирургический госпиталь, но потом его перевели, и уже в мае 1942 года Дворец снова распахнул свои двери для блокадных детей. В годы блокады школьники посещали кружки и даже устраивалась новогодняя елка.

В наше время во Дворце работает 1300 детских кружков и спортивных секций, проводятся различные конкурсы, научные конференции, фестивали и олимпиады. Дворец юных — крупнейшее в России учреждение дополнительного образования. В дворцовых парадных залах и гостиных постоянно проходят праздничные вечера и концерты.

Олимпиады

В Аничковом дворце располагается Центр олимпиад Санкт-Петербурга, а на официальном сайте дворца публикуют результаты интеллектуальных состязаний учащихся.

Аничков лицей

С 1989 года самые одаренные школьники могут учиться в старших классах в стенах Дворца, поступив в Аничков лицей, размещенный в Сервизном корпусе. В 8 классах лицея обучается более 200 детей, поступивших в лицей на конкурсной основе.

«Карнавал»

Современный театрально-концертный комплекс «Карнавал» — это главная детская творческая площадка Санкт-Петербурга, открывшаяся в 1986 году на территории Аничкова дворца. В составе комплекса, являющегося подразделением Дворца творчества юных, входит концертный зал на 735 мест, а также репетиционные и учебные помещения.

Музей Аничкова дворца и экскурсии

Сотрудники музея истории проводят обзорные экскурсии по дворцу. Самостоятельное посещение дворца невозможно, его можно осмотреть только в составе экскурсионных групп.