Где находится чудо света мавзолей. Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура. Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377-353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием туристическим центром в современной Турции.

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца - Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м - мраморными рельефами. На основании помещался периптер - усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига - это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига - мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор - что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

Камера погребения находилась на первом этаже - в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице - время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию — фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается - были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей - их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо - множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них — вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея:

Подробнее .

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ – один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377–353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Задуманный как усыпальница и храм, мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, представлял собой периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой. В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн. Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига – мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей простоял примерно 1800 лет и затем был разрушен мощным землетрясением. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые в 1489 на развалинах мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав его мраморные блоки для строительства замка. Изгнав крестоносцев, турки на этом месте построили крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены этой турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.

Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света – наиболее знаменитых памятников скульптуры и архитектуры, описанных еще античными историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в его Истории . В это число наряду с мавзолеем в Галикарнасе (4 век до н.э.) входят также древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.), висячие сады Семирамиды (7 век до н.э.), храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э.), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о. Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э.).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды. Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле. В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты. Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.

Пятое чудо света – это мавзолей в Галикарнасе . Если вы хотите побывать в этой исторической местности – поезжайте в турецкий город-курорт Бодрум. Именно там ученные обнаружили развалины чуда света Галикарнасского мавзолея.

Названо древнее сооружение по имени правителя Карии – Мавсола, так как это был его надгробный памятник. Собственно именно с того времени в древнем Риме мавзолеи получили такое широкое распространение. Чем же стал известен этот архитектурный шедевр?

В 4 веке до нашей эры царь Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией, решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Для этих целей и было возведено грандиозное строение, ставшее чудом света.

Работы по возведению мавзолея начались прежде, чем правитель Карии скончался, то есть в 359 году до нашей эры. Справедливости ради нужно сказать, что отвечала за грандиозную работу царица Артемисия. Уже в 350 году до н.э. Галикарнасский мавзолей был представлен народу.

Интересные факты про Мавзолей в Галикарнасе

Сохранилось описание постройки Плинием Старшим, а также Витрувием. В целом, здание состояло из трех ярусов. Первый исполнял роль мощного цоколя, построенного из кирпича с мраморной облицовкой.

По периметру его опоясывали статуи с представителями греческого эпоса. Основание было трёхуровневым, что делало мавзолей символом могущества и долговечности.

Второй ярус имел значение храма. Он был окружен 36 колонами, которые подпирали верхнюю часть Галикарнасского мавзолея – пирамиду. Сама пирамида состояла из 24 ступенек, которые вели к вершине. Именно там была размещена главная статуя: колесница с царем Мавсолом и царицей Артемисией.

Изначальная задумка была такой: в нижней части мавзолея была непосредственная гробница правителя Карии и его супруги, в средней же располагался храм со скульптурой Мавсола для поклонения усопшему царю.

Как это ни удивительно, но до теперешнего времени вполне прилично сохранились обе статуи: Мавсола и Артемисии. То же самое касается колесницы, некогда находившейся наверху пятого чуда света мавзолея в Галикарнасе. Все эти исторические артефакты хранятся в музее Британии.

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).


Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время - это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

  • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
  • с западной – Леохар;
  • с северной – Бриаксид;
  • с южной – Тимофей;
  • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.


Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.


А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.