Город расположенный в цемесской бухте черного моря. Цемесская бухта. Проклятие Цемесской бухты

Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

Пляжи Цемесской бухты

Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5...+21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

История

Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

Как добраться

Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10-20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина» . К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8-10 минут.

Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

Видеосъемка над Цемесской бухтой


Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте...

Весь мир знает о Бермудском треугольнике - «гиблом месте» в Атлантическом океане, где регулярно происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Но мало кто знает, что подобная аномалия существует и в России, на Черном море.

Новороссийский порт - крупнейший в России, здесь ежедневно пришвартовываются десятки судов, крупные и мелкие корабли снуют по Цемесской бухте, путешественники и яхтсмены, кажется, сотни раз входили и выходили из бухты на судах разной вместимости и престижности. Здесь даже проводятся парусные регаты. Жизнь кипит.Но, время от времени в бухте просыпается нечто, что заставляет город терять очередное корабль, его команду и пассажиров. Дурная слава Цемесской бухты уже несколько веков будоражит умы местных жителей и бывалых моряков, которых судьба заносит в эти края.Впервые о «таинственной бухте» в виде подковы русские услышали от турков, живших в крепости Суджук-Кале, располагавшейся на месте нынешнего Новороссийска. Лодки воинственных янычар тонули в бухте, словно кто-то с бешенной силой тянул их на дно.

Среди бела дня и без малейшего намека на ветер или шторм. Бывало, что неожиданно уходили под воду опытные пловцы, решившие поплавать вдали от берега.

Согласно легендам, именно сюда отправился за золотым руно Одиссей, здесь совершал подвиги Геракл, и здесь был прикован к скале Прометей. А помните миф об острове сирен, которые своим дивным пением сводили с ума отважных моряков и в итоге корабли вместе с людьми тонули?

По одной из версий современных исследователей, этот «остров» располагался где-то в районе нынешнего Новороссийска.

Может проклятье Цемесской бухты и древние сирены как-то связаны?

Примечательно, что само кораблекрушение во всех случаях без исключения, происходило за считанные минуты. Независимо от размеров терпящего бедствие судна.

Однако, русских, решивших разместить в солнечной и кажущейся спокойной бухте, эти рассказы не пугали. И в итоге здесь была построена база Черноморского флота России. Слишком подходящими были географическое положение Цемесской бухты и местные погодные условия.

Вот только, смена названия и национального состава живущих на берегу черноморского «бермудского треугольника» никак не повлияли на необычные качества бухты - притягивать на дно корабли.

Кладбище кораблей

Круглый год множество торговых и пассажирских судов входят в гавань и выходят из нее, но не все они благополучно достигают места назначения. Дно бухты усеяно останками кораблей разных времен, затонувших по невыясненным причинам.

Многочисленные дайверы, не боящиеся «проклятья Цемесской бухты» неоднократно поднимали на поверхность множество древних монет, кусочки амфор и прочие находки, свидетельствующие о давности происшедших в этих местах кораблекрушений.

Интересно, что часть судов, потерянных в бухте уже в 20-м веке, подводные исследователи до сих пор не нашли. Хотя есть достоверные свидетельства об их гибели.

Даже сама статистика местных кораблекрушений наводит на мысль о «ненормальности» бухты.

Только в ХХ веке здесь произошли следующие события (самые громкие):

В 1918 году во избежание сдачи в плен немцам по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот.

В годы Великой Отечественной войны в бухте погибло несколько десятков больших и малых судов, многие из которых до сих пор не найдены.

31 августа 1986 года здесь, в результате столкновения с сухогрузом погиб легендарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», забрав с собой на дно бухты жизни 423 человек.

В 1973 году, зимой, стоявший у причала корабль вдруг сильно обледенел из-за налетевшего шквалистого ветра и в считанные минуты ушел на дно. Спастись удалось лишь половине экипажа.

В 2010 году поисковики обнаружили недалеко от Новороссийска затонувший военный корабль, типа «Морской охотник». Историки считают, что он принимал участие в боях за Малую землю в годы Великой Отечественной войны.

Было бы логично предположить, что корабль затоплен в бою, например, под обстрелом немецких бомбардировщиков. Но если бы это было так на самом деле, то снаряды должны были взорваться и уничтожить судно.

Однако на корабле полностью сохранился боекомплект, утверждают исследователи судна. Детонации по какой-то странной причине не произошло.

Кстати, во время боев за Новороссийск произошло немало подобных странностей. Но из-за серьезности положения и тяжести боев, на них никто практически не обращал внимания.

А, возможно, более внимательное отношение к расследованию кораблекрушений в Цемесской бухте, могло бы сохранить некоторое количество вполне нормальных судов.

Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты?

Одна из самых страшных и нелепых с логической точки зрения трагедий в российском судоходстве случилась ночью 31 августа 1986 года.

«Адмирал Нахимов» был советским пассажирским пароходом, который в течение 29 лет совершал морские круизы по Крымско-кавказской линии.

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» прибыл из порта Ялта и в соответствии со своим круизным расписанием, в 14:00 ошвартовался у 34 пассажирского причала порта Новороссийск. В соответствии с расписанием, «Адмирал Нахимов» должен был стоять до вечера в Новороссийске.

В 22:00, когда все пассажиры уже были на борту, пароход отдал концы и медленно отчалил от причальной стенки. Буксиры «Бесстрашный» и «Безукоризненный» медленно отвели ярко освещенный «Адмирал Нахимова» от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

В тот момент на борту «Нахимова» по официальной версии находилось 1243 человека. Это были 346 члена экипажа и, с учетом выданных круизных путевок, 897 пассажира.

Так пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 жертвы.

«Адмирал Нахимов» и огромный сухогруз «Петр Васев» столкнулись на выходе из Цемесской бухты.

Теплоход затонул всего за 8 мин , из 1234 находившихся на борту пассажиров, 423 ушли с лайнером под воду.

Следствие практически сразу нашло виновных в трагедии - по мнению прокуроров ими оказались капитаны обоих судов. За «халатное отношение к своим обязанностям» они получили несколько лет тюрьмы.

Однако большинство новороссийцев, родственников погибших и спасшихся пассажиров «Нахимова», а также многочисленные исследователи не верят в такое слишком простое объяснение обстоятельств аварии.

Ведь оба капитана были опытными «морскими волками», не однажды проходили морские ворота Новороссийска, проявляли себя с лучшей стороны в сложнейших ситуациях в открытом море. А тут такая «оплошность»?

Никто до сих пор не может понять, как могли в большом заливе при полном штиле и прекрасной летней погоде столкнуться 2 судна, если корабли находились в прямой видимости, команды были опытными, места и времени для расхождения было более чем достаточно.

Для сравнения приведем наглядный пример: представьте себе обычный пустой стадион. На нем находятся две машины, которые почему-то столкнулись. Хотя места для самых сложных маневров было предостаточно.

Действия капитана сухогруза «Петр Васев» в последние несколько минут перед столкновением до сих пор кажутся более чем странными: он спокойно продолжал вести сухогруз по приборам, несмотря на настойчивые просьбы своего помощника выглянуть в окошко, где мерцали приближающиеся огни огромного лайнера.

Почему опытный моряк доверился только показаниям приборов, которые в этот раз ошибочно указывали на успешное расхождение с лайнером? Когда капитан очнулся от внезапного «забытья», он понял, что предотвратить кораблекрушение невозможно. Срочно был дан «задний ход». Но по инерции судно продолжало идти на сближение с «Нахимовым».

П о одной из версий, приборы сухогруза показывали некое третье судно в акватории Цемесской бухты. Но почему о нем ничего не известно? И почему умная электроника не распознала такого огромного лайнера как «Адмирал Нахимов»?

От полученных повреждений пассажирский лайнер затонул в считанные секунды. Более 400 человек ушли под воду, затянутые огромной воронкой. Тела 60 человек не найдены до сих пор.

Примечательно, что странности с судном продолжали происходить и после крушения. Во время поисковых работ на борту «Нахимова», однажды погибли двое опытных водолазов.

Им вроде как не хватило воздуха. Люди, побывавшие на «русском Титанике», отмечали внезапное ощущение паники и ужаса, которое возникало у них на глубине более 40 метров.

После череды странных происшествий и совпадений, поисковые работы было решено прекратить, а сам корпус укрыть специальным резиновым чехлом. Мачты спилили, трубы убрали.

Так до сих пор и лежит пароход «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте на глубине 47 метров. Какой-либо навигационной или экологической опасности судно не представляет.

Кроме того, в настоящее время так и не разработали ни одного проекта его подъема. А район радиусом 500 метров, которой является местом затопления теплохода «Адмирал Нахимов», считается официальным местом захоронения жертв катастрофы.

В этом районе запрещены погружения водолазов и подводных аппаратов, постановка на якорь, и вообще любые действия, которые нарушают покой места захоронения.

С реди наиболее частых версий гибели лайнера называют - проклятье Нахимова.

Когда-то адмирал П. С. Нахимов, отстаивая Севастополь, велел затопить корабли, чтобы преградить вражеским судам путь в гавань. Город тогда удалось отстоять, но с тех пор корабли, названные в честь храброго и предприимчивого адмирала, неизбежно терпят кораблекрушения и тонут.

По другой версии на гибель судов повлияло землетрясение, которое в момент крушения произошло в акватории Черного моря, но за сотни миль от Новороссийска. Его мощное электромагнитное излучение от землетрясения и повлияло на действия капитанов обоих судов.

Природная аномалия меняет время и психику людей

Помимо загадочных порою, беспричинных кораблекрушений, Цемесская бухта прославилась и способностью менять время и характер людей, живущих рядом.

Моряки свидетельствуют, что неоднократно в центре бухты у экипажа бороздящих ее просторы кораблей, разом останавливались часы. Выходили из строя электроприборы. Но, как правило, спустя неопределенное время время вновь возвращалось в обычном понимании, только вот часы приходилось подводить до нужной отметки.

В 2000-х годах жители Новороссийска стали неоднократно рассказывать о странных совпадениях - в некоторые из дней в окрестностях города происходили странные и страшные дорожные аварии, в которых гибли люди. В городе особо чувствительные люди, «сходили с ума» и калечили себя и тех, кто был рядом.

Есть среди описаний странностей и такое: двое новороссийцев ехали на машине и любовались чистой гладью Цемесской бухты. Внезапно на поверхности моря появились огромные круги - как будто кто-то невидимый сверху что-то уронил в море.

Более того, по словам приятелей, вода словно вращалась по часовой стрелке и грозила превратиться в воронку. Это видение продолжалось несколько минут, после чего также внезапно исчезло.

В конце 2000-хтысячных годов в Цемесской бухте проводили работы по обследованию глубоководных выпусков коллекторов с очистных сооружений. Опытные водолазы работали на глубине 40-45 метров.

В один из дней во время очередного погружения, один из опытных водолазов собрался всплывать на поверхность, когда запас воздуха подходил к концу. И вдруг он с ужасом понял, что не может этого сделать. Что-то как будто тянуло его в глубину. Пришла паника и ужас.

Мужчина стал отчаянно двигаться, делая попытки подняться на поверхность и в итоге все-таки всплыл. Но при этом он почти терял сознание от пережитого шока. Больше в страшное место, по понятным причинам, он не вернулся.

Примерно в эти же годы, в Новороссийском порту произошло странное происшествие - во время погрузочно-разгрузочных работ, вдруг стало плохо с сердцем сразу 4 рабочим. Всех их немедленно доставили в реанимацию местной больницы. Но спасти одного из мужчин все-таки не удалось.

Ученые и исследователи паранормальных явлений утверждают, что причиной этих и множества других подобных случаев - магнитные
аномалии.

По их мнению, действие этих аномалий непостоянно и зависит от нескольких факторов. Прежде всего, все они как правило связаны с наличием в аномальной зоне больших «запасов» железа или руды (чего на дне Цемесской бухты предостаточно). Кроме того, на необъяснимые явления влияет и электромагнитный выброс, связанный с движением магмы, которое произошло недалеко от поверхности земли.

И все-таки, есть еще скептики, для которых вышеописанные явления и происшествия - не показатель аномальности Цемесской бухты. По их мнению, высокая частота трагичных случаев оправдана тем, что здесь самое интенсивное в Черном море судоходство.

Кто прав, а кто - нет, мы достоверно не можем сказать. Ясно лишь одно - пока в Цемесской бухте будут и дальше тонуть суда, гибнуть люди - дурная слава российского «бермудского треугольника» не уйдет. А значит, еще долгие годы Новороссийску и его окрестностям обеспечено пристальное внимание исследователей, дайверов и просто любителей истории, которые пытаются докопаться до истины «загадки «чертовой» бухты».

Тайна «проклятия» Цемесской бухты

Новороссийск - город в Краснодарском крае, на побережье Цемесской бухты Чёрного моря. Крупнейший порт России на Чёрном море. Город расположен одной из самых удобных глубоководных бухт Черного моря.

В 17-м веке начинается затяжная полоса войн России с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. Чтобы упрочить свое положение на черноморских берегах турки возводят в 1722 году на берегу Суджукской бухты крепость Суджук-Кале. Именно здесь, на траверзе Суджукской крепости, произошло первое победоносное для юного Черноморского флота морское сражение. 29 мая 1773 года русская эскадра под командованием капитана 1-го ранга Я.Ф. Сухотина уничтожила 6 турецких кораблей. Позже были и другие славные победы при Суджук-Кале: на море и на суше. Дважды русские войска овладевали этой крепостью, но каждый раз ее приходилось оставлять туркам по условиям очередного мирного договора. И лишь в 1829 году договор, подписанный в Андрианополе, поставил точку в споре двух держав. Суджукский берег окончательно становится берегом Новой России.

В 1839 г укрепление Суджук-Кале. было переименовано в Новороссийск, а уже через 7 лет ему официально присвоен статус города. Какое-то время Новороссийск развивался как курорт, но после строительства железной дороги и нахождения месторождений мергеля Новороссийск быстро развивается и становится промышленным и торговым центром.

В мае 1896 года Новороссийск становится центром новоиспеченной Черноморской губернии. Это была самая миниатюрная губерния Российской империи. На момент образования в ней проживало всего-то 57,5 тысяч человек.

Новороссийск сыграл заметную роль в истории Гражданской войны 1918-1920.

18 июня 1918 года в Новороссийской бухте были затоплены своим экипажем корабли российского Черноморского флота, предпочитавшего эту участь позорной сдаче немецкому войску.

26 августа 1918 года в город вошли части Добровольческой армии Военным губернатором был назначен полковник А.П. Кутепов. 4 января 1920 года Верховный Правитель России адмирал А.В. Колчак передал свои полномочия генералу А.И. Деникину. С этого дня Новороссийск, место пребывания Правительства при Верховном Главнокомандующем Вооружёнными Силами Юга России.

Во время Великой Отечественной войны летом 1942 года гитлеровцы предприняли решительный бросок на юг, стремясь выйти к Волге и захватить Кавказ. В директиве № 45 Гитлер поставил перед наступающими войсками и такую задачу - "овладение всем восточным побережьем Черного моря, в результате чего противник лишится черноморских портов и черноморского флота". Смертельная угроза нависла над Новороссийском.

17 августа 1942 г. был создан Новороссийский оборонительный район. Город обороняли 47-я армия, моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии. На предприятиях создавались отряды народного ополчения, было построено 40 командных пунктов, 150 огненных точек, оборудована полоса противопехотных и противотанковых препятствий общей протяженностью более 30 километров.

19 августа 1942 года начались бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только героический Ленинград. Первые недели боев принесли горечь утрат и разочарований.

Враг превосходящими силами рвался к Новороссийску. Бои не утихали ни днем, ни ночью. Большую помощь защитникам города оказывали корабли Черноморского флота. 1 и 4 сентября 1942 г. лидер "Харьков" и эскадренный миноносец "Сообразительный" артиллерийским огнем нанесли мощные удары по скоплениям войск противника на подступах к Новороссийску.

Сдержать врага на дальних подступах к городу не удалось. Уже 6 сентября бои с противником переметнулись на городские улицы. Враг ворвался в город, захватил железнодорожный вокзал, элеватор и порт. В ожесточенных боях советские войска, практически после сдачи всего города, 11 сентября остановили его в юго-восточной части Новороссийска. В этот момент дрогнули нервы у тех, кто обязан был докладывать в Ставку о ходе боев. В итоге, 11 сентября Совинформбюро сообщило о событии, которому, к счастью, не суждено было случиться: "После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили город Новороссийск".

Между тем, наступление 17-й немецкой армии захлебнулось там, где должно было начаться: у цементных заводов, на первых километрах стратегически важного Сухумийского шоссе, открывавшего немцам путь в Закавказье и дальше - на Ближний Восток. Противник был вынужден перейти к обороне. Таким образом, советские войска и силы флота сорвали вражеский план прорыва в Закавказье через Новороссийск.

Зимой 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом , стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. Немцы вынуждены были спешно оставить свои кавказские позиции и отойти за мощные оборонительные рубежи "Голубой линии". Казалось, еще один натиск и враг будет вышвырнут из Новороссийска. Однако плохо подготовленное январское наступление Черноморской группы войск закончилось провалом.

Выправить ситуацию должна была крупная десантная операция советских войск в районе Южной Озерейки. Времени и средств для ее подготовки было выделено недостаточно, опыта проведения успешных наступательных операций у командования войск не было вовсе. Основной озерейский десант окончился неудачей. Но отвлекающий десант под командованием майора Ц.Л. Куникова оказался неожиданно успешным и превратился в основной. Плацдарм, захваченный куниковцами в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года южнее Новороссийска в районе населенного пункта Станички., сталболезненной занозой в теле немецкой обороны. Спустя пять дней на плацдарме в 30 квадратных километров, названном "Малой землей", находилось уже до 17 тысяч советских солдат и офицеров десантных войск, имевших 21 орудие, 74 миномета, 86 пулеметов и 440 тонн боеприпасов и продовольствия.

225 дней длился героическая эпос Малой земли. В результате боевых действий десантной группы войск в период с 4 по 30 апреля 1943 г. было уничтожено более 20 тысяч вражеских солдат и офицеров, захвачено и уничтожено большое количество военной техники.

Немецко-фашистское командование, считая Новороссийск ключом обороны всего Таманского полуострова, превратило его и окрестные высоты в крупный узел обороны. В черте города и порта было построено свыше 500 оборонительных сооружений.

10 сентября 1943 года штурмом города с суши, моря и плацдарма на Малой земле началась Новороссийская наступательная операция, осуществленная силами 18-й армии, НВМБ, 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота. Замысел операции был безупречен, но ее реализация прошла далеко не гладко. Дерзкий десант с моря, ошеломивший противника, оказался под угрозой срыва из-за задержки с высадкой второго эшелона. Сражавшихся десантников выручили войска 318-й стрелковой дивизии, прорвавшие оборону противника с суши и вызвавшие огонь на себя.

После ожесточенных уличных боев 16 сентября Новороссийск был полностью освобожден. За мужество и отвагу 21 воин-защитник Малой земли был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни солдат и офицеров награждены орденами и медалями, 19 частям и соединениям Красной Армии привоено почетное наименование Новороссийское. 1 мая 1944 г. Указом президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Кавказа", которой награждено около 600 тысяч человек.

14 сентября 1973 года городу Новороссийску было присвоено звание "Города-героя" .

Город - порт. Город - герой. Новороссийск.

Новороссийск – небольшой город на юго-западе Краснодарского края России с численностью населения чуть менее 300 тысяч жителей. За счёт отдыхающих население увеличивается до 450 тысяч человек. При этом национальный состав города достаточно разнообразен и своеобразен: основную часть населения составляют русские, затем в меньшем количестве идут украинцы, поляки, чехи, немцы, греки, армяне, евреи, грузины и татары.

На морском берегу помню город, он в искрах рассвета,
Удивительно светел и как-то невиданно чист.
Вы узнали его, он один на огромной планете,
Носит гордое имя, красивое, Новороссийск.

Там в порту загружается снова торговое судно,
И на вечном приколе военный корабль стоит.
Я пьяна этим городом! Счастьем пьяна беспробудно!
Он сейчас далеко и от этого сердце болит....

Трофимова Анна



город - порт

Основной достопримечательностью Новороссийска можно назвать Цемесскую бухту, на берегу которой стоит город. На картах, впрочем, она отмечена как Новороссийская. Это самая большая бухта на российском побережье Чёрного моря. Её длина - 15 километров, ширина у входа - 9 километров, глубина - 21-27 метров. Сюда впадает река Цемес, по имени которой и названа бухта.


Цемесская бухта

Климат в Новороссийске близок к средиземноморскому. Характерные для города сильные ветра могут быть вызваны вторжением на Черноморское побережье холодного воздуха с Северокавказского плато.


Новороссийская бора

Ежегодно, чаще всего с ноября по март, в районе города дует шквальный ветер, который называют норд-ост, или бора. Он бывает настолько сильным, что вырывает деревья с корнем и сносит крыши домов. Массы холодного воздуха, проходящие через горы, выглядят как гигантские клубы сахарной ваты. Если дует норд-ост, температура воздуха за считанные часы может понизиться на 10 - 15 градусов.


Отцы - основатели Новороссийска

Памятник отцам-основателям Новороссийска генерал-лейтенанту Николаю Раевскому, контр-адмиралу Лазарю Серебрякову и вице-адмиралу Михаилу Лазареву установлен в Историческом сквере набережной.

Будучи расположенным на побережье Новороссийской бухты Чёрного моря, город является крупнейшим портом, включающим пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Через Новороссийск проходит громадный грузооборот, в особенности - по морю, а почти весь берег города занят причалами для судов, которые транспортируют различные грузы: цемент, зерно, нефть, металл, лес и т. д.


Крейсер «Михаил Кутузов»
Волею судьбы артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» стал последним кораблем, который уцелел, и благодаря борьбе ветеранов крейсера сохранен как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков.


Корабль-музей

Крейсер «Михаил Кутузов» на вечной стоянке у морского вокзала города-героя Новороссийска. Набережная Адмирала Серебрякова.
Крейсер «Михаил Кутузов»: Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Крейсер "Михаил Кутузов" 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск из Севастополя и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.



Круглый год в Цемесскую бухту заходит множество торговых и пассажирских судов, но, говорят, не все они, выходя из неё, благополучно достигают места своего назначения. В бухте, на глубине 47 метров, лежит русский «Титаник» («Адмирал Нахимов») - пассажирский пароход, затонувший по невыясненным причинам. Кроме него, здесь затонуло еще много кораблей разных времён. По словам моряков, навигационные приборы в Цемесской бухте, непонятно почему, часто выходят из строя, а дайверы утверждают, что погружение в этом районе связано с огромным риском для жизни. Многие называют Цемесскую бухту аномальной подводной зоной.




Малая земля. Музей

В годы ВОВ, в частности на протяжении 1942 года немецкие войска стремились к городу. Активно, ожесточенно и целенаправленно. В сентябре немцы ворвались в город, захватили важнейшие объекты жизнеобеспечения, вокзал и крупные железнодорожные узлы. Середина войны, то есть зима 1943 года, после Сталинградской битвы инициатива перешла к нашим войскам. Немцы принуждены были оставить в немедленном порядке свои позиции и отойти за оборонительные рубежи довольно сильного характера.

После ожесточенных боев уличного характера, которые имели место в Новороссийске, город был полностью освобожден. В 1973 – Новороссийск был официально признан городом-героем. На территории Новороссийска множество знаменитых памятников, монументов и прочих исторических зданий. Памятник «Малая земля», посвященный героической высадке десанта, представляет собой два железобетонных массива (с виду напоминающих деканатское судно) с высеченными барельефами матросов и солдат. У подножья мемориала – Вечный огонь.


Памятник Мемориал

В середине «судна» Музей воинской славы. Недалеко от этого места музей советской и трофейной боевой техники. Его территория поделена на бетонные квадраты, в отверстиях которых посажено 1419 тополей равное числу дней, в течение которых длилась ВОВ. Историческими памятниками так же являются «Рубеж» и«Коленопреклоненный матрос» .




Памятник-ансамбль "Малая земля" - часть мемориального комплекса "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." - расположен на берегах Цемесской бухты.

Памятник-ансамбль «Малая земля» стоит на берегу Цемесской бухты. Здесь установлен десантный корабль-мемориал, на левом борту которого располагается бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант» - изготовившиеся к бою моряк, пехотинец, командир и девушка-санинструктор. На другом борту корабля, со стороны моря, находится еще один многофигурный мемориал - готовые к наступлению бойцы.






Малая земля Музей

Внутри памятника устроена галерея боевой славы. В состав комплекса «Малая земля» входит еще один интересный музей - Музей военной техники периода Великой Отечественной войны.


Музей невелик. Основная часть экспонатов - военная техника Второй мировой войны, в основном, советская. Вражеская техника представлена противотанковой пушкой, также есть части американского истребителя. Многие трофеи подняты с морского дна.


Памятник-ансамбль "Линия обороны"

Массовый подвиг защитников Новороссийска увековечен в памяти народа. У шоссе на юго-восточной окраине города на постаменте стоит изрешеченный пулями и осколками снарядов и мин остов железнодорожного вагона - реликвия Великой Отечественной войны.


В ознаменование героической обороны Новороссийска в центре города воздвигнут памятник - трехфигурная композиция бойцов с автоматами и знаменем. На постаменте надпись: «Воинам защитникам города Новороссийска 1943».


Аллея городов героев Новороссийск.Приведены даты присвоения звания, а не указов о вручении медалей «Золотая Звезда» и орденов Ленина городам, получившим звание города-героя ранее: Новороссийск - с 14 сентября 1973 года


В память о героических подвигах моряков-десантников в 1968 г. на бетонном постаменте в форме высоко поднявшейся волны установлен торпедный катер. Памятник стал символом всех катеров, принимавших участие в боях за Новороссийск в сентябре 1943 г. Автор памятника – архитектор Н. Никитин.


На набережной Адмирала Серебрякова в 1960 г. открыт памятник «Неизвестному матросу». На высоком гранитном пьедестале застыла 7-метровая бронзовая- фигура матроса с автоматом на плече. Памятник стал символом мужества воинов-черноморцев.




аллея городов - героев


На аллее возле парка Фрунзе

Замечательными местами для прогулки по праву можно считать городскую набережную, с которой открывается великолепный вид на корабли, морской вокзал и площадь Героев, на территории которой находится парк и установлены памятники героям войны.




"Судьба морячки"


якорь набережная




Дева с розами. Поющий фонтан в центре Новороссийска






До 70-х годов собственной пресной воды в Новороссийске не было. Особенно летом небольшие местные запасы воды около города истощались. Воду в город возили танкеры из Туапсе. Жители всегда ждали появление танкеров с водой. В начале 70-х годов было принято решение о строительстве водовода с Кубани. Когда вода с Кубани пришла в Новороссийск (заработал Троицкий групповой водопровод), то на набережной напротив каботажного пляжа появилась скульптура-фонтан "Дарящая воду".


Фонтан "Дарящая воду"










памятник А.С. Пушкину




Памятник Наталье Гончаровой








Набережная Адмирала Серебрякова.
Скульптура «Дельфин и русалка» установлена в 2007 г. в Новороссийске. Скульпторы Т.М.Синельникова, А.И.Суворов.












Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина
Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина является единственным в Краснодарском крае и одним из двадцати планетариев России. Здесь можно полюбоваться звездным небом, определить местонахождение планет, послушать рассказ о созвездиях, кометах, звездах, увидеть северное сияние.




Скульптура при Новороссийском колледже строительства и экономики








Колокольня Успенского собора. Успенский кафедральный собор


Собор Успения Пресвятой Богородицы


крест Крест установленный в честь 2000 летия с рождения Иисуса Христа



Здание Новороссийского морского торгового порта






Зал морского порта Новороссийск.


а вот так грузят сухие грузы на суда. Отсюда и название "Сухогруз"...Кто не живет на берегу моря, тот и не знает, как грузят, да как перевозят...


а вот это - судно нефтеналивное. Отсюда и название "Наливняк"...






а вот это тоже, можно сказать, памятник...
Этот сухогруз затонул 11.11.2007 г. во время шторма выброшен на берег в районе Новороссийска.Построен на судоверфи "Yildirim" (г.Стамбул, Турция).Валовая вместимость: 955 т.. Дедвейт: 2103 т












Винзавод "Мысхако". Логотип винного завода «Мысхако»
В нескольких километрах от Новороссийска расположено село Мысхако, где находится одна из старейших винодельческих компаний России. Здесь же действует дегустационный зал. В нём можно не только попробовать разные сорта вина, но и рассмотреть уникальные археологические находки античности - амфоры, пифосы, чаши.











Новороссийск

Расположение города. Климатические особенности. Краткая история города.
        Город Новороссийск расположен амфитеатром на берегу Цемесской бухты, одной из самых удобных и обширных на Чёрном море. Новороссийск занимает 834.9 квадратных километров площади. Населяют Новороссийск около 220000 жителей.
        Новороссийск является промышленным городом и самым крупным портом на российском черноморском побережье. Административно Новороссийску подчиняются посёлки Абрау-Дюрсо, Гайдук, Верхнебаканский, Горный, Мысхако, Цемдолина, Борисовка, а кроме того, станицы Натухаевская и Раевская, объединённые в Приморский округ. В Мысхако расположено винодельческое хозяйство, которое выпускает замечательные вина "Шардоне", "Каберне", "Алиготе" и другие. Молодые вина стоят достаточно недорого и впоне доступны, а выдержанные марочные вина сильно вырастают в цене, но своего покупателя находят.
        Сам Новороссийск курортом не является, т.к. наполнен промышленными предприятиями и имеет громадный портовый комплекс. В Новороссийске огромный нефтеналивной терминал. Порт Новороссийска обеспечивает погрузку зерна и других грузов. В Новороссийске уже стали обыденным явлением многокилометровые вереницы гружёных зерном КамАЗов, которые ждут выгрузки в порту. В связи с неопределённым положением Севастополя в Новороссийске происходит строительство военно-морской базы. Некоторые корабли Черноморского флота уже сейчас базируются на Новороссийск. Проезжая вдоль Цемесской бухты в сторону Геленджика и взглянув вниз можно увидеть военные корабли у причалов. Но, до конца строительства ВМБ ещё далеко. Промышленность Новороссийска, в основном, представлена цементными заводами. Цементное производство одно из немногих, которое осталось на плаву после начала реформ в 90-е.
        Курортные зоны с удобными пляжами и множеством баз отдыха расположены около Новороссийска - в районе Широкой балки, Сухой Щели, посёлков Дюрсо и Южная Озереевка. С северо-востока город окаймляет Маркотхский хребет (в переводе с адыгейских наречий "маркотх" означает "ежевичные горы"). Горные вершины поднимаются на высоту до 700 метров, но этого не достаточно для защиты города от холодных северных ветров. Среднегодовая температура воздуха в Новороссийске +12.5 градуса. Летом нередко температура поднимается до 40 градусов. Морской бриз едва смягчает жару. Зимой мощный северо-восточный ветер (норд-ост), который часто именуют сочетанием "Новороссийская бора", срывается с близлежащих гор и мощно обрушивается на город и Цемесскую бухту. В это время корабли вынуждены выходить из порта и пережидать ненастье в открытом море. Природа в окрестностях Новороссийска достаточно разнообразна. По склонам гор растёт можжевельник, иглица понтийская, держидерево, тёрн, плющ, фисташка, дуб скальный, кизил, скумпия, бересклет. В горных лесах водятся кабан, косуля, куница, барсук, шакал, ёж, средиземноморская черепаха, степной орёл. Около моря живут баклан, лысуха, чомга, чирок, крачка и зимуют лебеди шипуны. В Новороссийске на ул.Советов, 58 работает исторический музей, где представлены различные экспозиции по истории и природе Новороссийского региона. (т.23-00-00)
        Ещё в VI веке до н.э. на берегу Цемесской бухты греки основали античную колонию Баты. В XIV-XV веках генуэзцы построили в устье реки Цемес крепость. При генуэзцах бухта носила наименование Кало-Лимено ("Прекрасная гавань"). В 1722 году на южном берегу бухты возникла турецкая крепость Суджук-Кале. После окончания очередной Русско-турецкой войны в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору Турция уступила свои права на восточное побережье Чёрного моря от до границ Абхазии. 12 сентября 1838 года в Суджукской (Цемесской) бухте высаживается русский десант и начинается строительство укрепления, которое в дальнейшем получило наименование Новороссийск. Морской частью операции руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П.Лазарев. Десантом численностью более пяти тысяч человек руководил начальник первого отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский. В состав его штаба входил штаб-офицер по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря контр-адмирал Л.М.Серебряков, будущий строитель Новороссийска.
        В своём рапорте Николаю I от 15 сентября 1838 года командир Черноморской эскадры адмирал М.П.Лазарев отмечал "удобство местонахождения" бухты. Само устройство пристани для кораблей он признавал "более удобным, нежели в Геленджике". 14 января 1839 года укреплению в Суджукской бухте было присвоено наименование Новороссийск, а 15 декабря 1846 года укрепление было преобразовано в город. Главным его достоинством, которое предопределило дальнейшее развитие, была удобная, самая крупная на Кавказе, незамерзающая Цемесская бухта. Но, шло время и усиление России на Черноморских берегах взволновало владычицу морей Англию и её союзников. В итоге английские и французкие войска высадились под Севастополем и эта война получила наименование Крымская. В 1855 году, во время этой войны, Новороссийск четыре дня обстреливался англо-французкой эскадрой и вёл ответный огонь. Только ответный огонь артиллерийских батарей Новороссийска не позволил высадить неприятелю десант. Англо-французкая эскадра ушла в море понеся потери и получив повреждения кораблей. Однако, по итогам войны русские войска были вынуждены покинуть укрепления на Чёрном море. По приказу командования гарнизон оставляет город, а жителей расселяют по кубанским станицам. В 1858 году принято решение о восстановлении укреплений и гарнизон возвращается в Новороссийск. В марте 1866 года Новороссийск становится центром Черноморского округа. Первым крупным сооружением в городе стал цементный завод, который построен в 1882 году. В 1888 году в Новроссийск приходит железная дорога и в результате начинается строительство порта и элеватора. С постройкой порта увеличивается вывоз зерна за границу с Дона, Поволжья, Кубани и Ставрополья. В 1887 году начинается строительство Новороссийско-Сухумского шоссе. В России в то время был неурожай, голод и рабочие охотно ехали на строительство. Но, с продовольствием на строительстве было не намного лучше и часто эту дорогу именовали "голодное шоссе". Не смотря на все трудности за пять лет дорога в 500 с лишним км. была построена, что имело большой экономический эффект. В 1896 году Черноморский округ преобразовывается в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске. В конце XIX века в Новороссийске происходят попытки организации курорта. В Новороссийске появляется купальня Дмитрия Серафимова. Купальня представляла из себя деревянное сооружение с крышей и маленькими окошками. Размещалась купальня на сваях вдали от берега. Купальня была на 80 номеров и имела ванны с подогретой морской водой, лечебными грязями. Была там и лечебная минеральная вода и, кроме того ресторан с буфетом. Пример оказался заразительным и скоро стали появляться другие купальни. В 1904 году появилось товарищество "Новороссийский курорт". Курортное дело развивалось и в 1910 году запускается железнодорожный состав "Черноморский экспресс" сообщением Санкт-Петербург - Новороссийск, через Москву. Курсировал состав круглогодично, в его составе были вагоны разной классности и вагон-ресторан. Вагоны экспресса подавались прямо на пристань, где транзитные пассажиры могли отправиться дальше в Туапсе, Сочи, Гагры и др. населённые пункты.
        Первая русская революция 1905-1907 годов коснулась и Новороссийска. Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации. С 11 по 25 декабря 1905 года власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период получил в истории название "Новороссийская республика". К 1914 году город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа и имеет население около 63000 человек. Во время Гражданской войны и интервенции в Цемесской бухте вынужденно был затоплен Черноморский флот. Если ехать по Новороссийско-Сухумскому шоссе, то вдоль дороги, на берегу Цемесской бухты стоит памятник этим событиям. На памятном знаке надпись "18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя революции мужественные моряки черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии". До сих пор на дне Цемесской бухты покоятся боевые корабли Черноморского флота.

        После событий 1917 года и окончания Гражданской войны Новороссийск продолжил своё развитие в качестве портового и промышленного центра. Во время Великой Отечественной войны город оказался в центре боёв и был почти полностью разрушен.
        В конце лета 1942 года немецкие и румынские войска стремятся прорваться на Кавказ. Горы прикрывают выход к Чёрному морю. Противник пытается выйти на побережье Кавказа через узкую полоску вдоль моря. Новороссийск оказывается пробкой для немецких войск. В районе цементных заводов фронт надолго стабилизируется. Следы боёв можно увидеть и поныне проезжая на курорты Геленджика. Линия фронта проходила на восточной окраине города. А, героическая высадка отряда майора Цезаря Куникова на легендарную и последующая оборона, которая длилась 225 дней, вошли в историю.
        Развитие города продолжалось и в послевоенный период. В 1964 г. была введена в строй крупнейшая в стране нефтегавань Шесхарис. Глубоководный причал способен принимать танкеры вместительностью до 250 000 тонн.
        Мощным импульсом развития города стало создание в Новороссийске морского пароходства, в состав которого вошёл крупнейший в стране танкерный флот.
        В сентябре 1973 года Новороссийску было присвоено звание города-героя.
        До 70-х годов в Новороссийске были очень большие проблемы с водоснабжением. Собственных источников водоснабжения в Новороссийске нет и воду в Новороссийск возили танкерами из Туапсе. За водой выстраивались очереди. Было принято решение строить водовод на побережье Чёрного море. Нынешнее ГУП "Троицкий Групповой водопровод" организован на основании решения Краснодарского Крайисполкома от 28 июля 1971 года № 497 и приказа Крайупркомхоза от 10 августа 1971 года № 161 "О создании производственного управления Троицкого группового водопровода".
        Целью создания ТГВ являлась добыча пресных подземных вод хозяйственного и производственного водоснабжения городов Новороссийска, Крымска, Геленджика и прилегающей курортной зоны Черноморского побережья.
        После прихода пресной воды в Новороссийск на набережной Цемесской бухты был сооружён памятник . В 2006 г. памятник восстановлен.
        В 2004 году в центре Новороссийска был установлен памятник генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Бержневу. В открытии памятника принимали участие представители администрации города, делегация из Украины и ветераны Великой Отечественной войны. Монумент высотой около двух метров был выполнен скульптором Александром Бугаевым. Скульптура получила название "Человек, идущий по городу". Советский лидер представлен с плащем, перекинутым через плечо. Это второй памятник Брежневу на пространстве бывшего СССР. Идея установки памятника принадлежит мэру Новороссийска Д.Шишову. Установка памятника была приурочена к годовщине освобождения города от немецко-румынских войск 16 сентября. Как известно, бывший лидер Советского Союза воевал в этих местах и после войны не забывал Новороссийск.
        Сейчас, не смотря на существующие проблемы, город Новороссийск развивается, похорошела реконструированная набережная, появляются современные здания, растёт товарооборот порта и заказы на продукцию цементной промышленности.