Индустрия развлечений в сфере туризма. Инфраструктура индустрии развлечений Отдыха в заведениях индустрии

Таблица 1. Классификация основных видов развлечений

1. Первая группа развлечений сформирована на основе вида источника положительных эмоций и впечатлений, которыми могут быть различные виды активной деятельности (в том числе - непрофессиональный спорт), неформальное общение, созерцание мероприятий публично-зрелищного характера. Своеобразным источником получения удовольствия является физическое воздействие на тело, а также химическое воздействие на мозговые центры удовольствия.

2. В соответствии со способом организации, можно выделить развлечения,которые представляют предприятия сферы услуг, а также те, которые не требуют участия кого-либо в роли организатора - то есть самодеятельные развлечения.

3. С развитием информационных технологий, значительная часть развлечений переместилась из реального сектора в виртуальный, сформировав группу виртуальных способов развлечений.

4. В зависимости от количества развлекающихся, можно выделить единоличные развлечения, развлечения в группе и массовые, которые, как правило, предполагают создание специализированных объектов развлекательной инфраструктуры.

5. В классификаторе выделена особая группа развлечений - «легальные и запрещенные». Сегодня существенное значение приобретает социальная направленность индустрии развлечений. Хорошо известно, например, что развлечения, направленные на удовлетворение человеческих пороков, в конечном счете ведут к деградации общества. Так, отказ от наказания за употребление наркотиков и переход к легальной продаже наркотиков превратили Нидерланды в своеобразную Мекку для наркоманов, в специфическую «Страну грез», с особой «индустрией развлечений». В некоторых странах к разряду запрещенных развлечений относят «секс-индустрию», и соответствующие «секс-туры».

6. По степени интенсивности деятельности в процессе развлечения можно выделить активные виды развлечений, которые предполагают физическую активность субъекта, и пассивные, не предполагающие таковой.

7. В зависимости от возраста, выделяется группа развлечений для детей, для людей среднего и старшего возраста.

В настоящее время существует множество предприятий, занятых в организации и проведении развлекательных мероприятий.

Совокупность предприятий, занятых развлечением людей относят к сфере социокультурного сервиса, наряду с образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом вне зависимости от форм собственности 1 и образует современную инфраструктуру развлечений.

Создавать системы классификации объектов развлекательной инфраструктуры для разных сегментов рынка становится в последнее время популярным занятием. Но многие эксперты считают, что говорить о классификации объектов развлекательной инфраструктуры несколько преждевременно. «Этот рынок развивается недавно (с начала 1990 годов) и во многом хаотично. Существующие объекты малочисленны и разрозненны» 2 .

Попытки классификаций объектов инфраструктуры развлечений можно встретить в различных исследовательских работах. Так, в работе 3 представлена классификация развлекательных центров по виду отдыха, на который они ориентированы: пассивный отдых (кинотеатры, азартные игры); активный отдых (бильярд, боулинг); зоны спортивного отдыха (картинг, ледовые катки); спортивно-оздоровительные зоны (фитнес, бассейн, теннис, гольф). Однако такое деление весьма условно, поскольку границы между тремя последними группами не являются четкими: все спортивные развлечения можно включить в виды активного отдыха, а бильярд и боулинг в ряде случаев можно отнести к спорту.

В целом специфика деятельности развлекательных объектов, определяется их специализацией, профилем и доступностью для посещения (табл. 2). Выделенные критерии являются определяющими в вопросах менеджмента и маркетинга данных объектов.

Таблица 2. Виды объектов развлекательной инфраструктуры

1. Если подходить к вопросу классификации объектов развлекательной инфраструктуры с позиции основной специализации, то можно выделить пять относительно устойчивых групп. В первую группу в соответствии с представленной классификацией вошли объекты, организующие кинопоказ, проведение живых выступлений артистов эстрады, различных шоу, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Деятельность подобных объектов ориентирована на эстетическое восприятие, и преимущественно не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются своим положением зрителей. Это могут быть всевозможные концертные залы и площадки, кинотеатры, стадионы, арены и т. д. Вторая группа включает учреждения для активных занятий непрофессиональными видами спорта и фитнесом: бассейны, ледовые катки, спортивные залы, спортивные-клубы и пр. Третья группа представлена учреждениями культуры: музеи, библиотеки, театры, выставочные галереи. В четвертую группу входят предприятия, организующие отдых и досуг: кинотеатры, аквапарки, клубы, дискотеки, диско-бары. Последняя группа представлена игорными заведениями: казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы.

2. В соответствии с профилем можно выделить развлекательные центры формата «семейный», «Детский» и «Взрослый». Первый вид развлекательного центра ориентированы на семьи, которые приходят сюда с целью провести досуг. Обычно в таких центрах большое внимание уделяется кафе и ресторанам, игровым аттракционам и аркадам. Для центров семейного отдыха подходят практически любые виды тематических парков, крытых центров семейного отдыха и досуга. Для строительства таких объектов выбираются довольно большие территории в местах, где нет плотной застройки, а стоимость земли довольно низкая. Разумеется, семейный центр должен полностью оправдывать и отрабатывать свое название. Поэтому операторы заботятся о том, чтобы все члены семьи могли интересно проводить там время. В частности, для родителей обычно устроены бары и организованы «взрослые» игры - боулинг, бильярд и прочее. Загрузка таких центров, как правило, подвержена существенным сезонным колебаниям, что не лучшим способом сказывается на их рентабельности. Среди первых семейных центров, появившихся в России, можно отметить «Фентези парк», «Планета Развлечений», «Кино и Домино», «Ого-Город» (Москва), «Игромакс» (Казань), «Сален» (Анапа).

o Концепция «Детский центр» предполагает комплекс развлечений исключительно для детей. Обычно данные объекты располагают в торговых центрах и молах. Еще при проектировании там выделяют специальные площади, стремясь таким образом приучить детей проводить свободное время в торговых центрах. Детские центры занимают меньшую площадь, поскольку там не надо устраивать баров, ресторанов, боулингов, бильярдов. В результате аренда помещений под детские развлечения обходится значительно дешевле, чем под центры семейного отдыха в том же моле. Первые детские игровые центры (игротеки) «Космик» появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Костроме. В России данную концепцию активно развивают и реализуют торговые марки Game Zona, Crazy Park, Star Galaxy, «Игромакс», «Динопланета», Play Day.

o Развлекательные центры взрослого формата выстроены с учетом особенности психологии зрелых людей. Существенное отличие данной концепции от описанных выше заключается в том, что обустройство развлекательных центров такого формата прибыльнее и не сопряжено с серьезными ограничениями. Под семейные центры необходим земельный участок, удовлетворяющий целому ряду требований, и большие инвестиции для строительства крупногабаритного масштабного здания за пределами города. Для создания детских центров необходим торговый комплекс или отдельное помещение вблизи жилых массивов. В то же время ни один из первых трех форматов развлекательных центров не удовлетворяет досуговых потребностей многочисленной категории граждан, большую долю своего времени проводящих в эпицентре мегаполиса. Чтобы создать серьезным и успешным горожанам условия для общения и отдыха, понадобилась принципиально новая структура развлекательных центров. Данную нишу заняла концепция развлекательных центров для взрослых, ориентированная на атмосферу центра города, офисы, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи и т. п.

Следует отметить, что в России данная концепция в чистом виде пока не представлена. Частично она представлена в боулинг-центрах и ночных клубах. Но в полной мере она может быть реализована в рамках четырех игорных зон, открытие которых планируется в течение 2010-12 годов. Думается, что операторам игорных заведений, умеющим работать с взрослой клиентурой, данный формат наиболее близок. Среди объектов, ориентированных на данную концепцию, можно назвать развлекательный центр Nevada (Санкт-Петербург), центр развлечений и покерный клуб «Астория» (Москва), развлекательный центр «Атлантида» (Омск), культурно-развлекательный комплекс с казино «Батыр»(Набережные Челны).

3. Последние несколько лет идет активный процесс становления новых форм реализации свободного времени, суть которого в переходе от массовых к камерным формам. А это в первую очередь проявляется в некой элитарности ряда развлекательных учреждений, недоступности их для широких слоев населения. Именно этим фактором в основном и обусловлен рост объемов реализации развлекательных услуг высокодоходной части населения, закрытых для массовой публики. Обслуживанием так называемых камерных эксклюзивных потребностей замкнутой клубной элиты занимаются vip-залы в казино, элитные клубы и рестораны, специализированные закрытые vip-зоны развлекательных центров.

4. Еще одной отличительной чертой объектов индустрии развлечений является способ его расположения. Разница - в функциональности. Развлечения на открытом воздухе представляют класс outdoor. Это всевозможные парки аттракционов, культуры и отдыха, зоопарки, игровые, танцевальные и сценические площадки. Outdoor - это сезонный, и в большинстве своем зависимый вид развлечения, представленный в крытом помещении. Это всевозможные развлекательные центры: кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры.

Другим важным аспектом в описании объектов индустрии развлечений является размер и масштабность их функционирования. Мировые процессы глобализации и укрупнения бизнеса затронули и индустрию развлечения. Последнее время отмечено появлением крупномасштабных развлекательных проектов, совмещающих несколько направлений развлечений.

Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг представлена в таблице 3.

Таблица 3. Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

1. Специализированные предприятия развлекательной инфраструктуры - это развлекательные центры с ярко выраженной целевой направленностью при незначительном участии услуг сопутствующего характера. В качестве дополнительных услуг здесь обычно присутствуют фуд-корты, предприятия розничной торговли товарами, имеющими отношение к специализации центра. Это могут быть отдельно стоящие кинотеатры, боулинг центры, казино, аква-парки.

2. С точки зрения окупаемости, наиболее рентабельными являются смешанные формы развлекательных объектов. Можно выделить два принципа образования смешанных объектов развлекательной инфраструктуры. Во-первых, это сочетание 2-3 направлений развлечений. По такому принципу построены объекты со смежными направлениями развлечений - бильярд и боулинг, кинотеатры и аркады, роллердромы и катки. Во-вторых, это использование развлекательной составляющей в качестве дополнения к основной специализации объекта. Наиболее типичный случай - это расположение развлекательных зон в составе торговых центров (торгово-развлекательные центры). Успешными пионерами в области «торговля + развлечения» можно назвать ИКЕА и «Макдоналдс». Набор развлекательных услуг, который может быть представлен в таком центре, довольно широк. Среди популярных развлечений можно назвать бильярд, боулинг, автоматы с видеоиграми и спортивными симуляторами, картинг, роллердром, тир, детские аттракционы.
Основное отличие торгово-развлекательного центра от специализированного состоит в том, что отдельно стоящий развлекательный центр - это предприятие узкой направленности. Такие развлекательные центры могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей специализации. Задача же развлечений в торговом центре - заставить посетителя провести в нем максимальное время. Девелоперы рассматривают развлечения как «приманку», тем самым стремясь увеличить рентабельность и снизить срок окупаемости всего объекта. Нередко развлекательную зону в центре торговли используют в качестве антикризисного инструмента. К тому же некоторые развлечения в торговых центрах предоставляются бесплатно. Примерами торгово-развлекательных центров являются фестивал-центры (Festival Center), культурно-развлекательные комплексы, торгово-общественные центры.

3. Многопрофильные развлекательные центры, географические зоны развлечений представлены масштабными развлекательными проектами, включающими объекты различной развлекательной специализации и полный комплекс сопутствующих и вспомогательных услуг. Как правило, такие центры являются объектами туристского интереса и располагают соответствующей инфраструктурой. Так, например, город развлечений Лас-Вегас, знаменитый самыми большими в мире казино и самыми роскошными отелями, уникальными шоу, разнообразными ресторанами и ночной жизнью ежегодно привлекает 25 млн туристов. Тематические парки также являются самостоятельными объектами развлечений со сложной развлекательной инфраструктурой - это огромные комплексы, объединяющие на одной территории самые невероятные аттракционы, отели, рестораны и магазины. Другим примером крупномасштабной развлекательной зоны является остров Сентоза (Сингапур). Вся его территория отведена под развлекательный центр, включающий музеи, аква-парк, фешенебельный парк развлечений и аттракционов для всех возрастов. Создание многопрофильных развлекательных центров планируется и на территории России в рамках проекта строительства четырех игорно-развлекательных зон.

Помимо представленных выше, можно выделить несколько других устойчивых параметров для классификации объектов развлекательной инфраструктуры. Это такие параметры, как: тип развлекательных услуг (ориентация на определенную группу потребителей: молодежь, дети, семьи и т. д.); размер развлекательного центра (количество посетителей, на которое он рассчитан); ценовая политика (на какой сегмент потребителей в зависимости от уровня доходов он рассчитан) и др.

Введение

Сегмент развлечений является важным элементом для общества, дающим миллиардные обороты. Через развлечения человек удовлетворяет свои духовные, интеллектуальные или физиологические потребности, оценивает себя как личность, анализирует свою роль в различных ситуациях и социальных системах, получает заряд эмоций и острых ощущений. Поэтому все чаще и чаще развлечения выступают в качестве ведущих побудительных мотивов. К сожалению, следует заметить, что, несмотря на многообразие способов, видов и форм развлечений, ни в современной статистической практике, ни в научных исследованиях российских специалистов до настоящего времени нет критериев выделения сферы деятельности занятой развлечениями людей, нет и серьезной классификации ее основных видов и форм. Это, в свою очередь, ведет к невостребованности вопросов экономики, организации и управления предприятиями, реально осуществляющими процессы развлечений. Представляется очевидным, что решение поставленных вопросов - это, прежде всего, задача экономики. Процессы развлечений, как известно, осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной среде. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии развлечений. Последняя, в ее современном виде, сложилась к концу XX в.

В настоящее время, как правило, к индустрии развлечений относят предприятия, организации и учреждения, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей людей в развлечениях. Таким образом, к предприятиям индустрии развлечений относят те предприятия, у которых ярко выражен развлекательный характер деятельности. Это могут быть разнообразные зрелищные предприятия: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, лунопарки, театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы (предприятия шоу-бизнеса). Сюда могут быть отнесены и предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также организации с целью развлечения - занятия физической культурой (например, в бассейнах, спортивных залах, клубах и пр.). С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки). Особое место среди перечисленных предприятий занимают и предприятия игорного бизнеса.

Индустрия развлечений – историческая перспектива

Когда речь заходит о современной индустрии развлечений, кто-то вздыхает, кто-то начинает критиковать и порицать дьявольское изобретение, а у кого-то лихорадочно загораются глаза. И мало кто задумывается об этом явлении, как о компоненте общего потока развития человеческой цивилизации. И, тем не менее, растет человечество, растет и его потребность в развлечениях. На начальных этапах людям вполне хватало соревнований по бегу или меткости в стрельбе. В дальнейшем появилась необходимость в привлечении к этому делу чувств и ума, так появились театры и интеллектуальные игры. Если на первых порах оборудование и инструменты делались вручную (вот и примеры народного прикладного искусства, которое, по сути, существовало как декоративно-прикладное, так как зависело от задумки конкретного мастера), то прогресс внес в развитие индустрии развлечений свою лепту, применив в оборудовании новые материалы и идеи. Ученые сегодня говорят о том, что естественным стремлением человека, кроме желания защитить себя и свое потомство, это самое потомство произвести и обеспечить, а также реализовать себя, является также стремление «накормить» ум и душу, то есть, если быть беспристрастными, получить свою дозу развлечений. Доказательством тому являются находки, найденные в процессе археологических раскопок, подтверждающие наличие разноплановых игр и соревнований в древнем мире. Такие цивилизации, как греки, римляне, египтяне, оставили нам огромное наследие не только в культурном, но и в социокультурном плане, которое мы, порой сами того не зная, используем и по сей день. Развлечения в ходе исторического процесса постоянно менялись. Во времена глобальных перемен в мире, таких как Крестовые походы, инквизиция, революции, они утихали, но все же не переставали существовать. Многие законодательные акты запрещали азартные игры, но желание народа оставалось более сильным законом, и такие игры вновь возвращались в реалии бытия, где приобретали немыслимую популярность. Это может показаться странным или, по крайней мере, необычным, но без некоторых развлечений человечество не получило бы существенную подпитку. Так, лотереи, которые носили для среднего класса преимущественно развлекательный характер, который они не изменили и до сих пор, помогли отстроить серю гаваней в Англии и поддержать французские притязания за рубежом. Исследование процесса исторического развития индустрии развлечений необходимо по нескольким причинам. Главной из них является природное желание избежать ошибок прошлого. Недаром некоторые игры запрещались властными структурами, хотя не имели никакого вреда, кроме своей неимоверной популярности. Другая, не менее важная причина – изучение творческого пути человечества, тех многочисленных вариаций, которое оно вносило в развлечения, до тех пор, пока они не достигли наших глаз и ушей. Она носит не только историческое значение, но и просветительскую функцию. И, наконец, третья причина, по которой стоит посмотреть на индустрию развлечений с точки зрения исторического аспекта, это перспектива развития современного общества, ведь, как известно, история повторяется по спирали.

Индустрия развлечений на данном этапе

Досуг и развлечения, к которым часто относят и спорт,- одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Нужда в них появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей людей (еда, кров, стремление произвести потомство). Удовлетворенность их качеством и доступностью является для человека индикатором его социального положения, а для общества - показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы в частности, т.к. формирование индустрии развлечений есть прямое следствие достижения определенного уровня доходов населения, когда у него появляются свободные средства. Во всем мире индустрия отдыха и развлечений (англ. Leisure & Entertainment) является очень прибыльным бизнесом. Резкое падение доходов российского населения в 1990-х привело к распаду индустрии досуга в стране. Закрылись многие кинотеатры, спортивные сооружения. Для значительной части населения из всех ранее существовавших форм проведения свободного времени, за исключением различных хобби, осталось только телевидение. Начавшийся с 1999 г. подъем экономики привел к росту доходов. Так, например, в 2007 г. зарплаты россиян росли быстрее официального показателя инфляции (12%), несмотря на существенное повышение цен во второй половине года. По оценке Минэкономразвития , за год доходы россиян выросли на 15,1%. У населения начало высвобождаться все больше свободных средств, что привело к тому, различного рода развлечения стали более доступны. В России стала интенсивно развиваться новая отрасль - индустрия развлечений, которая сейчас является одной из самых динамично развивающихся в стране отраслей. Статистика это подтверждает. По данным TNS Gallup , средний россиянин тратит на развлечения 5-7% своей зарплаты. Куда более зажиточные ирландцы, например, не позволяют себе тратить больше 4%. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC) , российская индустрия развлечений (сюда аналитики включили СМИ и интернет) в 2006 г., продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе (7,1%), и к 2007 г. её объем должен достичь $21,1 млрд. Прогнозируемый среднегодовой рост на 2007-2011 гг. - 6,9%. Рост ожидается практически во всех сегментах рынка, однако его темпы в большинстве сегментов замедлятся. Для сравнения, объем мирового рынка развлечений к 2010 г. вырастет до $1,8 трлн . Наибольшие темпы роста покажут страны Азиатско-Тихоокеанского региона: к 2009 г. по объему рынка Китай обгонит крупнейший на сегодня в Азии японский рынок. США останутся крупнейшим в мире рынком развлечений, но его ежегодный рост составит лишь 5,6%. Интернет будет оставаться самым быстрорастущим сегментом российской индустрии развлечений в ближайшие 5 лет (до 2011 г.), прибавляя в среднем по 20% ежегодно. Второе место по темпам роста займет платное телевидение - 18,3% в год. Самый умеренный рост будет происходить в сегменте книжной продукции (3,1% в год), что соответствует общемировой тенденции. Сегменты казино и звукозаписи будут падать в среднем на 22,2% и 7,7% в год соответственно.

Киноиндустрия

По данным PwC, расходы на продукцию киноиндустрии в России (посещение кинотеатров, покупку и аренду кинофильмов на различных носителях) выросли в 2006 г. почти на 13% и составили $703 млн, при этом кассовые сборы кинотеатров достигли $412 млн, что на 18% больше чем в 2005 г. За период с 2006 по 2011 гг. кассовые сборы могут вырасти более, чем в 2 раза и по прогнозам составят $941 млн, а весь рынок достигнет отметки в $1,4 млрд. В 2007 г. сборы российских кинотеатров выросли на те же 18% и составили $486 млн, при этом больше всех заработали на россиянах голливудские студии. Киносети продолжают открывать кинотеатры - в 2007 г. их число должно достигнуть 630. Но чтобы рост числа кинотеатров повлек за собой рост их посещаемости (чтобы) в залы нужно привлечь тех, кто сейчас туда почти не ходит.

Продажи музыки

Продажи цифровой музыки в мире в 2007 г. продемонстрировали 40% рост , но менее стремительный, чем в 2006 г. когда их объем практически удвоился. При этом 2007 г. был катастрофичным для крупнейших звукозаписывающих компаний. Продажи музыки на традиционных носителях (CD и DVD) стремительно падают даже в США с их развитым рынком аудиозаписей. В России в 2007 г. действовало 17 развлекательно-музыкальных каналов . Серьезного внимания из них заслуживает лишь семь наиболее популярных. Music Box TV и Music Box RU (принадлежат международной сети Music Box Group).

Компьютерные игры

Объем мирового рынка видеоигр в 2007 г. составил $37,5 млрд , то есть по объему он уже почти догнал музыкальный. В России играть тоже любят - около половины наших граждан, имеющих домашний компьютер, используют его исключительно для игр. А около 1 млн россиян - заядлых геймеров проводят за компьютерными играми от 20 до 50 часов в неделю (т.е. от 3 до 7 часов в сутки). По данным IKS Consulting , российский рынок компьютерных игр в 2007 г. вырос на 24%. Основной доход принесли продажи игр для ПК ($300 млн), а онлайн-игры - $55 млн. По оценке J"son & Partners , средний российский игрок в 2007 г. тратил на игры около $4,5 в месяц. Особенностью российского рынка является то, что подавляющее большинство российских геймеров предпочитает использовать ПК, а не приставки или игровые консоли. Хотя приставки (Xbox 360, PS3, Wii) имеют ряд преимуществ перед обычным настольным компьютером, т.к. их делают максимально удобными именно для игр. В США, например, в сегменте игровых устройств 80% покупателей предпочитают как раз консоли. Причина: дороговизна предназначенных для них версий игр (пираты до них пока не добрались) и тот факт, что консоли создаются как специализированный продукт, а российский потребитель выбирает большую функциональность и универсальность, то есть игровой ПК.

Развлекательные и спортивные комплексы

По оценке Penny Lane Realty , недостаток в Москве и других российских городах семейных развлекательных и спортивных комплексов связан с большими сроками окупаемости (например, по сравнению с торговыми комплексами), недостатком операторов в данном сегменте рынка в целом и с лимитами покупательной способности (20% населения считаются малообеспеченными). Играет свою роль и отсутствие доверия населения к местам проведения досуга (за исключением модных и дорогих), вызванное большим количеством так называемых "клубов" сомнительного качества. В случае Москвы и других крупных городов это ещё и проблема отсутствия свободных площадок под строительство.

Государство пытается исправить ситуацию. Например, в Москве еще 2001 г было приято Постановление Правительства Москвы "Об утверждении программы создания городской сети семейных спортивно-досуговых центров (ССДЦ)", инициированное Московской Международной Бизнес Ассоциацией (ММБА) и предусматривающее перепрофилирование производственных и административных зданий под семейные центры досуга разнообразного профиля в каждой префектуре города.

Заключение

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития индустрии развлечений в России является ее проникновение и становление в российских регионах.

Индустрия развлечений - один из компонентов развития человеческой цивилизации. Материальные блага удовлетворяют потребность человека в счастье косвенно. Нематериальные блага делают человека счастливым - непосредственно. Цивилизация (и ее лидеры) в процессе развития будет стремиться к более короткому пути на тропе обладания счастьем - т.е. к нематериальным благам. Эта тяга и будет стимулировать стремительное развитие индустрии развлечений.

Индустрия развлечений в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей в России. Отличительная особенность нынешнего этапа - становление регионов. За последнее время здесь довольно значительно увеличилось число игорного оборудования, появились новые серьезные лидеры. В то же время и многие столичные производители уделяют самое пристальное внимание региональной индустрии развлечений. Красноярский край, в этом отношении, один из наиболее перспективных регионов, отражающих эту тенденцию. Возрастание деловой активности, увеличение потока туристов, потребностей в активном досуге требуют значительного количества центров развлечений разного класса, которые могли бы удовлетворить потребности гостей и жителей края на современном уровне.

Список литературы

    Публикация PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2007–2011 годы»

    индустрии развлечений необходимо по нескольким причинам. Главной... известно, история повторяется по спирали. Индустрия развлечений в настоящее время является одной из...

36. Индустрия развлечений: понятие, специфика.

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках.

Индустрия развлечений, решая многогранные задачи:

v воспитания

v формирования оптимистичного настроения

v образования

v развития культуры человека, формирует и развивает личность.

К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в индустрию развлечений.

Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести: добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно.

К числу важнейших современных задач изучения индустрии развлечений относятся следующие.

1. Исходя из важного места развлечений в формировании личностных особенностей в изучении нуждаются закономерности и тенденции развития индустрии развлечений. Создание адекватных моделей индустрии развлечений будет способствовать более эффективному управлению соответствующими процессами, повышению действенности социальной политики.

2. Индустрия развлечений ряда стран превращена в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости. Развитая конкурентоспособная сеть предприятий обеспечивает человеку обширный добровольный выбор конкретной формы и способа развлечения. При этом важно видеть разницу между подстройкой индустрии развлечений к потребностям человека, «мягким» управлением потребления и корыстным манипулированием сознанием людей вследствие предложения им означенного комплекса развлечений.

3. Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений

4. Независимо от того, развлекается человек один или в компании, развлечение выступает индивидуальным благом. Кроме того, сегодня значительную часть развлечений человек получает дома, в узком кругу. В этой связи целенаправленное развитие индустрии развлечений должно быть «запрограммировано» на преодоление и компенсацию негативных последствий разобщенности людей.

5. Спрос на деят. индустрии развлечений зависит от величины и форм использ. свободного времени. Важным фактором явл. т.ж. доход населения.

Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. В последнее время они составили серьёзную конкуренцию традиционным дестинациям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей.

Идея тематических парков зародилась в Европе и была реализована в виде парков удовольствия, которые существовали вомногих европейских столицах в конце 19 в. Современная модель тематических парков также впервые появилась в Европе, хотя обычно её создателем считается Уолт Дисне. Подлинный расцвет они переживают в США, а затем получают распространение вов всём мире.

Первый тематический парк, появился в США в сер. 50-х годов, в то время, когда традиционные парки досуга переживали упадок.

Большинство тематических парков были построены среди зелёных полей. Земля здесь дешевле, чем в городе, поэтому многие тематические парки занимают большие площади. Им не приходится ничего сносить, чтобы возвести аттракционы, которые часто поражают своими размерами и красочностью оформления. Среди главных секретов успеха тематических парков следует особо выделить использование высоких технологий: компьютерные системы контроля за светозвуковыми и мультипликационными эффектами, благодаря которым посетители испытывают острые ощущения и получают особенно яркие впечатления.

Благодаря систематич. обновлению аттракционов и развлекательных программ тематические парки формируют постоянную клиентуру и поддерживают широкие туристские потоки.

Совершенствование действующих и открытие новых аттракционов, не говоря уже о строительстве тематическиз парков, требуют крупных инвестиций.

Высокая конкурентоспособность тематических парков достигается в результате грамотной ценовой политики. В них введены единые входные билеты, в стоимость которых включен пакет услуг – посещение парка, питание, проживание. Доходы тематических парков складываются от продажи билетов (основная статья – 70% всех поступлений), питания, реализации сувенирной продукции и игрушек. В парках продаётся огромное количество сувениров, как правило, с символикой парка.

В настоящее время только в США насчитывается более 600 тематических парков. Столицей «Страны грёз» стала Флорида. В этом штате размещаются лучшие тематические парки не только Америки, но и всего мира: «Дисней Уорлд», и «Юниверсал Стьюдиос».

В Европе построено около 2 десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков: «ЕвроДиснейленд». Большой популярностью у туристов пользуются т.ж. тем. парки Германии, Дании, Нидерландов.

Инфраструктура театров

Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.

Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени.

Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).

Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, центральная.

Постановки музыкальных, музыкильно - драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют множество театральных зданий.

От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м. по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.

Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.

Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.

Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 - 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра ограничивает вместимость зала.

Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации.

Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.

Инфраструктура многоцелевых залов

Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.

В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные, танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.

Вместимость залов различна и колеблется от100 до десятков тысяч человек. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией.

Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.

По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).

К основ. тенден. развития многоцелевых залов относятся: формирование зрелищ. центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учрежд. досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.

Клубная деятельность

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства.

Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. Носят характер специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно – хозяйственные и технические помещения.

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы.

Формирование клубной общности проходит несколько стадий – Становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.


Профессиональный цикл. Разделы: · стажировка; · итоговая аттестация. Таблица 1 – Структура практико-ориентированной образовательной программы профессиональной переподготовки «Адаптивная физическая культура (для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (час.)*) Перечень дисциплин П.1 ...

Приватизации гостиниц; · создании гостиничных цепей; · строительстве и реконструкции гостиниц класса 3 звезды; · увеличении присутствия на рынке мировых гостиничных цепей; создании единых требований к качеству гостиничных услуг; · разработке комплексной маркетинговой стратегии продвижения гостиниц на мировом рынке; · развитии институтов профессионального...

Индустрия развлечений

Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения. Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.

В статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей. Связано такое положение прежде всего с недостаточной классификацией исходных видов деятельности. Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения. В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неосновную, вспомогательную или побочную деятельность. Долгое время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому непроработанность вопросов экономики, организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, связана с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологическом единстве составных частей такого предприятия, его инфраструктуре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных для предприятий индустрии развлечений.

Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.), также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, также должны входить в состав индустрии развлечений. Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека. К основным характеристикам процесса развлечения относят:

  • добровольный выбор вида развлечений человеком
  • неограниченный перечень видов развлечений
  • предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений
  • частую смену развлечений
  • комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых и развлечения, спорт и развлечения, развлечение и обучение)
  • периодичность потребления развлечений (приуроченных к жизненному циклу человека)

Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности. В России деятельность по организации развлечений развивалась на благотворительных началах. В начале XIX в. в Петербурге создается общество, ставящее своей целью устройство народных развлечений. В праздничные дни в массовых развлечениях участвовало свыше 2 тыс. человек. Народные дома (к 1914 г. их было 237) считаются первыми клубными учреждениями. Широкое распространение получили игры. К началу XX в. в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений.

К 1991 г. в СССР насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140 киноустановок. Сформировались тенденции развития индустрии развлечений. Современная ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций. Растет число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа Диснейленда, Леголенда, Порт Авентура и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.

К сожалению, в России еще не осознали, что такой вид развлечений является очень притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма, экономики области, а также оказать значительный социальный эффект. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский и Рузский районы) строится первый сафари-парк. Одним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.

Выводы. Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны. За последнее десятилетие XX столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки. Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако в последнее время в России наблюдается интерес именно к внутреннему туризму. И это неслучайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.

Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

  • преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу
  • число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги - отсюда острая конкурентная борьба на рынке
  • существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам
  • из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда
  • сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России
  • происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок

2.4. Индустрия развлечений, анимация

Классификация индустрии развлечений

К индустрии развлечений относят предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях.

Выделяют следующие виды предприятий индустрии развлечений:

Самостоятельные предприятия индустрии развлечений (цирки, зоопарки, аттракционы, парки отдыха, тематические парки: Диснейленд (США), "Страна грез" (Япония) и др.) ;
- зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, концертные коллективы и др.);
- спортивно-зрелищные (стадионы);
- культурно-познавательные (музеи, выставки и т.д.);
- спортивные (бассейны, спортклубы и др.)

Основателем тематических парков является Уолт Дисней, парки появились в США в 1950-е гг. В них установлена единая плата (только за входной билет), они занимают большие площади, используют высокие технологии, например, технологии виртуальной реальности (можно почувствовать на себе, что значит быть солдатом, рабом и др.). Около 30% своих доходов парки получают от продажи сувениров и игрушек. В США свыше 600 тематических парков, их посещает около 90 млн. туристов в год.

Основные правила процесса развлечения:

Добровольный выбор вида развлечения туристом,
- наличие большого перечня видов развлечений, удовлетворение потребностей самовыражения,
- поощрение туристов,
- смена развлечений,
- комбинирование развлечений с другими занятиями.

Туристская анимация

(от лат. animatus - одушевление) - вид деятельности, направленный на развлечение туристов, оживление программ обслуживания (анимационные шоу-музеи, карнавалы, игры и др.) . Цель анимации - удовлетворенность туриста отдыхом, получение положительных впечатлений.

Выделяют три типа анимационных программ:

1) анимационные туристские маршруты - поездки ради анимационной программы. Такие программы предназначены для туристов, объединенных общим интересом (например, костюмированные туры). Можно выделить: литературные программы, театральные, карнавальные, спортивные, туры в казино, фестивальные и др.
2) дополнительные анимационные услуги - программы, идущие в дополнение к основным туруслугам. Особенно эффективны в случае непогоды, каких-либо задержек и др.
3) гостиничная анимация - организация досуга в местах размещения туристов, одно из эффективных средств привлечения гостей в отель. Присутствует, как правило, в четырех - и пятизвездочных отелях, так как требуются затраты на обновление декораций, костюмов, игрового инвентаря и др.

Выделяют следующие виды анимации:

- анимация в движении (удовлетворяет потребность в движении). К данному виду относятся спортивные программы (для туристов, занимающихся каким-либо видом спорта и приехавшим для занятия этим видом спорта), спортивно-оздоровительные программы (рассчитаны на любителей активного отдыха), спортивно-развлекательные (веселые конкурсы, ориентированы на туристов любого возраста), спортивно-познавательные программы (походы);
- анимация через переживание (удовлетворяет потребность в ощущениях нового). К данному типу можно отнести обучающие программы (обучение ремеслу, плаванию и др.), приключенческо-игровые программы (пиратские вылазки, посещение пещер), зрелищно-развлекательные анимационные программы (фестивали, ярмарки);
- анимация через общение (удовлетворяет потребность в общении с новыми людьми). К данному виду относятся ролевые игры, конкурсы.
- анимация через успокоение (удовлетворяет потребность в психологической разгрузке, например, через контакт с природой),
- анимация культурная (удовлетворяет потребность в духовном развитии, например, через приобщение к культурно-историческим памятникам). К данному виду относятся культурно-познавательные программы анимаций: посещение галерей, выставок и др.
- анимация творческая (удовлетворяет потребность в творчестве, демонстрации способностей). К данному типу можно отнести любительские анимационные программы: изготовление поделок, фестиваль стихов, выставка песочных скульптур и др.

В анимационных программах принимают участие до 60% отдыхающих. При подготовке программ туранимации учитываются особенности туристов (национальность, религию, возраст, увлечения, образование и др.)

Детям-дошкольникам обычно организуют конкурсы рисунков, игротеки. Одна из главных задач аниматора - максимум занять ребенка дошкольного и младшего школьного возраста для обеспечения спокойного отдыха родителям. В гостиницах для этой цели создают детские клубы, где занимаются детьми с утра до вечера.

Школьникам и подросткам организуют походы, спортивные состязания, дискотеки, конкурсы. Молодежь охотно участвует в КВНах, театральных представлениях, дискотеках, шоу. Людям среднего возраста рекомендованы более спокойные мероприятия: творческие вечера, концерты, конкурсы песен. Для пожилых людей организовывают чаепития, вечера старинной музыки, романсов, выставки рукоделий.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальное отношение туриста к проведению досуга. На этой основе выделяют следующие типы личности:

- инициативные туристы . Этот тип туристов самостоятельно планирует организацию досуга, аниматоры должны реализовать почти готовую программу;
- деловые люди (бизнесмены, менеджеры). Предпочитают досуг, который дает возможность совершенствоваться (деловые игры, диспуты) или спокойный отдых (рыбалка);
- "узкоспециализированные туристы" , имеющие одно сильное увлечение (коллекционирование, вязание). Этому типу наиболее подходит клубный отдых;
- активные туристы . Данный тип предпочитает как можно больше двигаться (спортивные игры), поддерживает любую инициативу;
- пассивные туристы . Склонны к чтению, отдыху на пляже, просмотру телепрограмм. Для них возможна организация видеотек;
- скептики и ворчуны . Наиболее сложная категория для аниматоров, для данного типа необходимо большое разнообразие предлагаемых программ.

Учет этнического фактора при составлении программы анимации очень важен. Например, русские туристы азартны, предпочитают отдыхать с размахом, любят песни и танцы, не любят оздоровительных мероприятий, любят все, что достается даром.

Немцы пунктуальны, хладнокровны, экономны, любители прогулок на природе, театра, посещают все экскурсии, программы и развлекательные вечера.

Поляки отличаются коллективизмом, импровизацией, приспособляемостью.

Американцы стремятся многое увидеть и познать, среди них чаще путешествуют пенсионеры. Они высокодоходны, требовательны к уровню сервиса, склонны к приключениям и познанию природы.

Испанцы энергичны, неорганизованны, непредсказуемы. Любят новшества, развлечения, азартные игры, зрелищные мероприятия, любят петь и танцевать, обычно отдыхают семьей.

Французы общительны, щеголеваты, обладают чувством юмора, любят все французское. Ревностно относятся к своему языку и требуют обслуживания на французском языке. Предпочитают банкеты, фестивали, праздники, спортивные программы. По своей природе они экспериментаторы, поэтому активно участвуют во всем новом.

Англичане педантичны, осторожны, недоверчивы, редко проявляют свои эмоции. Предпочитают активный отдых с различными состязаниями, в которых стремятся выиграть, не дают себе скучать.

Шведы много работают (вследствие протестантской трудовой этики), поэтому отпуск проводят с максимальной пользой, любят проводить время на солнце (вследствие климата Швеции), предпочитают обильные застолья, охотно занимаются спортом, любят знакомиться с местным населением, его культурой и обычаями.

Греки тщеславны, неорганизованны, нетерпеливы, страстны, темпераментны, неуверенны в себе, противоречивы. Они общительны, энергичны, любят застолья и праздники.

Японцы дисциплинированны, ответственны, самоорганизованы, точны. Снимают все интересные объекты на фото- и видеокамеру. Они охотно изучают культуру других народов, так как, как правило, мало знают о традициях, культуре посещаемой страны. Они также музыкальны и не любят пляжный отдых .

Китайцы любят спортивные мероприятия и предпочитают активный отдых, очень подвижны, энергичны, даже в пожилом возрасте.

В качестве формы аниматоры используют обычно яркие футболки, чтобы быть замеченными издалека, на футболке - карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Утром аниматоры обычно развлекают туристов на пляже, проводят занятия по аэробике, днем сопровождают их на экскурсиях, в походах по магазинам, вечером устраивают шоу .