Открытие колизея. Колизей. Амфитеатр Флавиев (Colosseum. Amphitheatrum Flavium). История функционирования Колизея

Колизей является одним из главных символов Рима. Грандиозное сооружение античного мира поражает современников своим масштабом, исторической значимостью и хорошо сохранившейся формой. Даже сегодня, находясь в самом Колизее, легко представить себе события прошлого, некогда разворачивающиеся на арене этого колоссального амфитеатра.

Название сооружения «colosseus» переводится с латинского как «огромный». Конечно, в 1 веке нашей эры это было действительно громадное творение архитектуры, ведь высота других зданий в основном не превышала 10 метров.

Неудивительно, что с 7 июля 2007 года Колизей принадлежит к одному из семи «Новых чудес света».

История возникновения Колизея

Строительство Колизея или амфитеатра Флавиев (Amphitheatrum Flavium) было начато в 72 году нашей эры и заняло в общей сложности около 8 лет. Примечательно, что в его возведении приняли участие два императора династии Флавиев, в честь чего стадион и получил свое первоначальное название.

Император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus), при котором был заложен первый камень стадиона, правил Римской империей с 69 года нашей эры. Он финансировал восстановление многих сооружений, в том числе, Капитолия. А в 72 году император решил осуществить более грандиозный проект и построить самый большой в мире амфитеатр.

Место для будущего строения было выбрано не случайно. Колизей должен был затмить «Золотой Дом» (Domus Aurea) императора Нерона (Nero Clavdius Caesar), ранее находившейся у прохода к Форумам, и тем самым символизировать власть нового правителя.

Как считают историки, строительными работами занимались не менее 100 000 рабов и военнопленных, которые были захвачены после войны с иудеями.

Когда в 80-м году нашей эры император Веспасиан умер, строительство Колизея пришлось на эпоху властвования его сына — императора Тита (Titus Flavius Vespasianus). Завершение работ было отмечено праздничной церемонией и освещено именем рода — Амфитеатр Флавиев.

Происхождение названия

Считается, что второе название Колизей получил от огромной статуи жестокого императора Нерона, располагающейся перед ним, и носящей название «Колосс».

Однако это мнение не соответствует действительности. Colosseus был назван так именно из-за своих громадных размеров.

Расположение

Великолепное сооружение античной эпохи, свидетельствующее о могуществе Древнего Рима, располагается между тремя холмами:

  • Палатином (Palatino),
  • Кайлием (Celio),
  • Эсквилином (Esquilino).

Он находится в восточной части Римского форума (Roman Forum).

Игры

Как известно, после того, как строительство амфитеатра подошло к концу, были организованы масштабные игры с участием гладиаторов и диких зверей, длящиеся в течение 100 дней.

На протяжении многих лет это великое сооружение служило главным развлекательным местом для горожан, где проводилось бесчисленное количество гладиаторских боев, морских сражений, казней, сражений животных, реконструкция исторический войн, а также представлений по мотивам древних мифов.

В первые столетия представления на стадионе были важнейшей частью жизни римлян. А его название – амфитеатр Флавиев — вплоть до 8 века напоминало горожанам о знаменитом императоре-основателе.

Колизей даже был выбран горожанами местом для празднования 1000-летия Рима, которое проходило в 248 году.

Девизом этого масштабного стадиона была известная фраза «Panem et circenses» («хлеба и зрелищ»). Всё, что нужно было людям, помимо еды, происходило здесь: кровавые бои и смертельные сражения.

Однако, не всех устраивала такая жестокость на арене. Впервые против кровавых представлений выступил монах Телемах в 404 г. нашей эры, когда во время соревнования он вскочил с трибуны и потребовал отмены боя. В ответ на это, зрители забили его камнями.

Прошло еще немного времени, и уже в 523 году, когда Древний Рим окончательно обратился к христианству, император Гонорий Август (Flavius Honorius Augustus) запретил гладиаторские бои. Однако, сражения животных продолжались. После этого Колизей уже не пользовался такой популярностью, как раньше.

Разрушение и восстановление

Поскольку Колизей в те времена был очень популярным среди местных жителей, император Тит и его брат Домициан (Titus Flavius Domitianus), а также пришедшие им на смену императоры время от времени улучшали стадион.

Великое античное сооружение дважды в истории подвергалось большим разрушениям.

В первый раз значительный урон Колизею нанес пожар, который произошел в конце I века в эпоху властвования императора Макрина. При этом восстановлен стадион был уже во время правления императора Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus) в начале II столетия.

Второе существенное разрушение было причинено амфитеатру в 5 веке при нашествии варваров, после которого самое масштабное сооружение античной эпохи длительное время не использовалось и находилось в забвении.

Средневековье

В конце 6 века Колизей использовался в качестве памятного места ранних христиан, которые были обречены на тяжелую смерть. Таким образом, во внутреннем пространстве стадиона устроили святилище, а арену сделали кладбищем. В арках и нишах сооружения находились мастерские и торговые лавки.

Начиная с 12 века, Колизей переходил из рук в руки многих известных римских семей в качестве бастиона до тех пор, пока амфитеатр снова не вернули под государственную власть Рима.

В 1200 Колизей был передан знатной семье Франджипани (Frangipane). А в 14 веке стадион сильно пострадал от мощного землетрясения. В результате этого внешняя сторона с юга практически полностью обвалилась.

Постепенно такое древнее сооружение начинало всё больше разрушаться, а некоторые папы и известные римляне не гнушались использовать его элементы для украшения собственных дворцов в 15 веке.

В XV и XVI веках папа Павел II брал из Колизея материал для строительства своего венецианского дворца, Павел III - для возведения паллацо-Фарнезе, а кардинал Риарио – для дворца канцелярии. Многие зодчие стремились выломать бронзовые перегородки из сооружения.

В 16 веке римский папа Сикст V хотел открыть на стадионе завод по переработке шерсти. С начала 17 века в Колизее устраивались бои быков – развлечение, которое пришло на смену гладиаторским боям.

Колизею снова начали уделять внимание, но уже со стороны церкви, во времена папы Бенедикта XIV в середине 18 века, который своим указом велел превратить Колизей в католическую церковь. Трудно представить Колизей в виде церкви, учитывая всю жестокость и кровопролитие, происходившие на его арене, не правда ли? Но именно в честь тысячи жертв Колизея он и принял это решение.

После папы Бенедикта XIV традиции возрождения древнего памятники архитектуры продолжали другие римские папы.

Реставрация

В течение 19 века проводились строительные работы по раскопкам арены стадиона и реставрации фасада. Свой актуальный вид Колизей получил во время правления Муссолини (Benito Mussolini).

И только в 20 веке Колизей был полностью отреставрирован. Работы длились в течение 9 лет – ровно столько же, сколько потребовалось для его строительства. Возрожденный амфитеатр вновь был открыт как историческая достопримечательность 19 июля 2000 года.

В 2007 году организацией New Open World Corporation был проведен конкурс, в котором люди по всему миру участвовали в голосовании для выбора Новых семи чудес света. И первое место среди памятников истории занял Колизей.

Современное время

Пожалуй, самая длинная очередь из туристов выстраивается у входа в Колизей. Очередь простирается до самой арки Константина. При этом желание туристов со всего света увидеть этот древний монумент не зависит от сезона.

Помимо главного туристического места, отреставрированный и вновь открывшийся в 2000 году древний Колизей на сегодняшний день также выступает в качестве арены для проведения различных зрелищных массовых мероприятий и красочных шоу.

Конечно, внутреннее пространство стадиона в настоящее время частично разрушено, но до сих пор используются примерно 1500 мест для зрителей.

На сцене Колизея выступали такие мировые исполнители, как Билли Джоел (Billy Joel), Элтон Джон (Sir Elton John), Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), Рей Чарльз (Ray Charles) в 2002 г.

Стадион часто используется в литературе, кино, музыке и компьютерных играх. Фильмы: Римские каникулы» (Roman Holiday) и «Гладиатор» (Gladiator). Компьютерные игры: Age of Empires, Assassins’s Creed, Civilization.

Архитектура Колизея

Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

Строительный материал

Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн.

К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция

Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

Входы в Колизей

Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации.

Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.

Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей - maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).

Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.

В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.

Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Рядом с Колизеем

Вблизи стадиона находилась школа гладиаторов — Ludus Magnus («Большой полигон»), а также школа Ludus Matutinus, в которой проходили тренировку войны в сражении с животными.

Как добраться до Колизея

Добраться до внушительного Колизея, расположенного неподалеку от Форума и арки Константина, можно следующим образом:

  • по линии метро B, выйдя на одноименной станции Colosseo;
  • на трамвае номер 3;
  • автобусы №№ 75, 81, 673, 175, 204.

Адрес Колизея: Piazza del Colosseo.

Часы работы

Амфитеатр открыт для посещения ежедневно. Время работы Колизея:

  • со 2 января по 15 февраля – с 8.30 до 16.30;
  • с 16 февраля по 15 марта — с 8.30 до 17.00;
  • с 16 марта по последнюю субботу марта – с 8.30 до 17.30;
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа – с 8.30 до 19.15;
  • с 1 сентября по 30 сентября – с 8.30 до 19.00;
  • с последнего воскресенья октября по 31 декабря – с 8.30 до 16.30;
  • с 1 октября по последнее воскресенье октября – с 8.30 до 18.30.

Колизей закрыт 1 января и 25 декабря. Билетные кассы прекращают работу за час до закрытия. Последнее посещение также осуществляется за час до закрытия.

Стоимость билета

Посмотреть достопримечательности можно по единому билету — Integrated Ticket Colosseum-Forum-Palatine, который стоит 16 Евро. Билет действителен в течение 24 часов и включает одно посещение Колизея и одно посещение Римского Форума, Палатина.

При раннем бронировании онлайн добавляется сбор 2 Евро.

Посещение для детей до 18 лет — бесплатно.

Внимание, вход в Колизей бесплатный первое воскресенье каждого месяца в период с октября по март!

В Колизее вы можете взять экскурсию на одном из основных европейских языков, которая проводится каждые полчаса. Кроме того, доступны аудиогиды, в том числе на русском языке.

На официальном сайте сообщается, что в амфитеатре могут одновременно находиться до 3 000 человек по соображениям безопасности. Поэтому на входе могут быть задержки даже для тех, кто заранее забронировал посещение.

Цены на билеты и часы работы могут меняться — уточняйте информацию на официальном сайте www.coopculture.it .

Как купить билеты в Колизей без очереди

Если вы решите купить билет у входа в Колизей, то вам придется приехать очень рано, либо провести несколько часов в очереди. Для того чтобы не стоять несколько часов в огромной очереди, можно купить единый билет в следующих кассах:

  • возле Палатинского холма — на улице Сан-Грегорио (Via di San Gregorio), дом 30;
  • на площади Санта-Мария-Нова (Piazza Santa Maria Nova), дом 53 (от Колизея всего 200 м);
  • рядом с Римским Форумом.

Там почти нет очередей, так что вы сэкономите время. Еще один вариант — купить билет на официальном сайте заранее с фиксированным временем посещения.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Колизей – легендарный римский амфитеатр, гордость, национальное достояние и великолепный, всегда и везде узнаваемый, символ прекрасной Италии.

Общая информация

Колизей находится в самом центре Рима, в своеобразной долине, образованной 3-мя : Целием, Эксвилином и Палатином.

Размеры древнего амфитеатра поражают воображение: длина – 187 м, ширина – 155 м, высота – 50 м. Но свое название он получил не из-за своих титанических размеров, а потому, что некогда на площади перед ним стояла монументальная статуя Нерона в 35 м высотой.

Разместиться в Колизее могли от 50 до 83 тыс. человек (самый большой современный стадион, находящийся в КНДР, вмещает 150 тыс.).

Со времени постройки и вплоть до 405 г. н. э. в Колизее устраивались гладиаторские бои, охота на диких животных, театральные представления и водные феерии – навимахии, то есть грандиозные шоу, имитирующие крупномасштабные морские бои.

Считается, что здесь были до смерти замучены сотни первых христиан, которых считали опасными бунтовщиками и виновниками упадка государства.

После краха Древнего Рима Колизей вплоть до XVIII века прозябал в забвении , пока его не взял под покровительство папа Бенедикт XIV.

Он освятил Колизей, как культовое место гибели первых христианских мучеников, и соорудил здесь множество крестов и алтарей. Их удалили в 1874 г. и с этого момента стали восстанавливать Колизей , как культурный памятник.

В настоящее время его посещает около 5 млн. туристов в год, принося итальянским властям 50 млн. евро дохода. Адрес: Италия, Рим, Piazza del Colosseo, 1.

Архитектура и создатели

Строительство Колизея в 72 г. н.э. было начато императором Веспасианом , который до своего возвышения успел послужить претором при Калигуле, легатом при Клавдии и военачальником при Нероне.

После смерти Веспасиана в 79 г. строительство продолжил его сын Тит, а после смерти Тита в 81 г. строительство Колизея продолжил и завершил брат Тита и сын Веспасиана, император Домициан.

Имя архитектора Колизея доподлинно неизвестно, по некоторым данным, это мог быть Рабирий – создатель дворца Домициана на холме Палантин и терм Тита.

С архитектурной точки зрения Колизей представляет классический древнеримский амфитеатр в форме эллипса, в середине которого расположена арена, окруженная кольцами зрительских трибун.

Знать сидела на мягких сиденьях нижних трибун, в то время как чернь, женщины, рабы и иностранцы – на жестких деревянных скамейках верхних трибун. Во времена расцвета под ареной располагался лабиринт, где содержали диких животных , а арочные проемы 3 и 4 яруса украшали статуи и лепнина.

В течение XX столетия Колизей неоднократно горел, страдал из-за землетрясений и подвергался набегам варваров. В Средние века его камни использовались для возведения дворцов для знати и жилищ обычных горожан.

В 20 в. свою лепту в плачевное состояние величественного здания внес загазованный воздух Рима, вибрации от проезжающих мимо автомобилей и тысячи туристов , желающих унести с собой частичку Колизея в виде хотя бы крохотного камешка.

Все эти факторы привели к тому, что к началу 21 в. Колизей утратил 2/3 своей изначальной массы, которая составляла 600 тыс. тонн.

Чтобы не допустить гибели легендарного амфитеатра, в декабре 2013 г. итальянские власти решили начать грандиозную реставрацию Колизея , которая может закончиться в июне-июле 2015 г.

На туристах это не отразилось – они по-прежнему могут посещать его беспрепятственно.

Фотографии и Колизей на карте

Полюбоваться Колизеем можно на фотографиях, а не заплутать на его огромной территории поможет карта:

Как он был построен

Колизей был возведен на месте Золотого дворца Нерона, почти полностью разрушенного после самоубийства скандального правителя.

Возводился грандиозный амфитеатр на средства, захваченные Веспасианом во время победоносной для римлян 1-й Иудейской войны. После падения Иерусалима в Рим были доставлены 100 тыс. рабов , которые и построили Колизей.

Стены амфитеатра сложены из травертина, который добывали в карьерах Триволи. Крупные мраморные блоки тщательно обтесывались и скреплялись стальными скобами.

Внутренние части амфитеатра строились из кирпича и туфа, а мощный фундамент, ярусы и своды были изготовлены из древнеримского бетона, который по прочности многократно превосходит современный.

Практическая информация: часы работы, проезд, билеты

Часы работы Колизея:

  • последнее воскресенье октября – 15 января – с 9 до 16.30;
  • 16 января – 15 марта – с 9 до 17;
  • 16 марта – последняя суббота марта – с 9 до 17.30;
  • последнее воскресенье марта – 31 августа – с 9 до 19.30;
  • в сентябре – 9-19;
  • 1 октября – последняя суббота октября – 9-18.30.

Стоимость билета: 12 евро взрослым, для тех, кому меньше 18 л., вход бесплатный (при условии наличия соответствующих документов) , аудиогид на русском – 5,5€, видеогид на русском – 6 евро.

Кассы закрываются за 1 ч. до того, как закрывается сам амфитеатр. Выходные: 1 января, 25 декабря.

Как добраться:

  • метро: станция Colosseo, линия В (две остановки от вокзала Termini);
  • автобусы: 75, 81, 613;
  • трамвай: линия 3;
  • пешком: 12 мин. от вокзала Termini по улице Виа Кавур (via Cavour).

Если передвигаться по Риму вы собираетесь на метро, ознакомьтесь с о схемах проезда, стоимости и графике его работы заранее.

Не знаете, где остановиться на ночь? Встречайте отелей в центре Рима с 3, 4 и 5 звездами.

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

  • Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных .

    Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

  • В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

    Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино . Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

  • Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

    Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

  • Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».
  • Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света . В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания .

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Несколько простых советов сделают экскурсию по Колизею не только познавательной, но и необременительной для кошелька:

  • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass – особый проездной, который позволяет в течение 3-х дней без дополнительной оплаты пользоваться городским транспортом и посетить 2 музея.
  • Обладатели Roma Pass могут посетить Колизей вне очереди . Цена его на 3 дня – 36 евро, на 2 дня – 28 евро. Приобрести его можно на вокзалах (в Италии) либо на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском).
  • В Италии, как и в прочих странах Е.С. проводятся Дни европейского наследия. В такие дни вход в музеи либо вообще бесплатный, либо обойдется в 1 евро. Ознакомиться с расписанием «дней наследия» можно на http://europeanheritagedays.com.
  • Лето – не лучшее время для посещения как Рима, так и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. Если есть возможность, стоит поехать туда поздней осенью или зимой .
  • Чтобы не страдать в бесконечных очередях, приходить следует либо строго к 9 утра либо после обеда.

Видео Колизея

Тем, кто все еще сомневается, стоит ли ехать в Рим, поможет принять единственно верное решение видео с красотами Колизея:

За 20 веков Колизей не утратил ни блеска, ни величия, и продолжает будоражить воображение и сердца как самих итальянцев, так и миллионов восхищенных туристов.

Вконтакте

Колизей – наиболее узнаваемая достопримечательность Рима. Его контуры часто изображают на открытках, а вот увидеть другие ракурсы и даже побродить внутри смогут только те, кто посетят столицу Италии. Без малого два тысячелетия этот амфитеатр собирает зрителей и туристов у своих стен. Название «Колизей» на латыни означает «огромный», «колоссальный». Таким он представлялся древним римлянам, но и сегодня его величие трудно приуменьшить. Кроме немалых размеров, впечатляет историческое и культурное значение Колизея.

Исторические факты

Император Веспасиан (9-79 гг. н.э.), основатель династии Флавиев, отличался большой любовью к архитектуре. В период его правления было восстановлено много древних храмов и построены новые величественные сооружения. В 72 г. он решил увековечить свою династию и поручил строителям построить самый большой амфитеатр среди существовавших на тот момент.

Строительство очень широко развернулось у границы Форума. Чтобы поскорее завершить работы, была привлечена огромная армия рабочих. В ней находилось около 100 000 человек, большинство из которых были пленными или рабами. Всего за 8 лет римский Колизей в Италии был завершен и полностью удовлетворил ожидания императора.















Несколько веков амфитеатр оставался важнейшим сооружением для римлян. Оно являлось постоянным напоминанием о создателе, до середины VIII века люди называли его не Колизеем, а амфитеатром Флавиев. На арене регулярно проводились импровизированные представления, бои между гладиаторами и хищными животными. Позже на арене начали проводить казни первых христиан. Такая слава привела к запустению Колизея. Император Константин I запретил проводить развлекательные мероприятия на сцене с кровавой историей. На несколько веков он пришел в запустение и использовался только как памятное место, где лишали жизни первых христианских мучеников.

До начала XVIII века никто не обращал внимания на техническое состояние Колизея. Он постепенно разрушался, перекрытия прогнили, а отдельные камни жители разбирали для строительства собственных домов. Часть постройки навсегда исчезла с лица земли. Только в XIX веке служители католической церкви решили приступить к реставрации Колизея, чтобы сохранить хотя бы внешние очертания древнего памятника истории для потомков.

Понадобилось несколько десятилетий, а также знания в областях истории, архитектуры и искусства, чтобы амфитеатр обрел тот облик, который видят туристы сейчас.

Как устроен Колизей

Ученые предполагают, что современный Колизей – это лишь треть того, который красовался в Риме несколько веков тому назад. Во время многочисленных представлений на трибунах могли сидеть 50 000 зрителей и оставалось еще 18 000 стоячих мест.

Чтобы сделать конструкцию легче, а значит уменьшить нагрузку на фундамент, в стенах было сооружено 240 огромных арочных проемов, которые располагались в 3 яруса. Внутри арки выполнены из овального кирпича, обмазанного бетоном, а снаружи отделаны травертином. Длина стен составляет 524 м при ширине 156 м и высоте 57 м. Терракотовые кирпичи впервые были использованы именно при строительстве Колизея. На всю конструкцию потребовался почти миллион единиц кирпича.

Позже над трибунами соорудили еще один сплошной ярус. В его стенах сохранились отверстия для палок, поддерживавших тент. Так было удобнее защищаться от палящего солнца или дождя. Есть и детали, назначение которых пока не удалось разгадать. Так, небольшие столбики на мостовой могли служить ограничителями для толпы или основанием для еще одного тента.

Вдоль стен располагались внутренние помещения Колизея. В сводчатых галереях могли находиться торговцы и места для отдыха зрителей. Хотя арок в ярусах очень много, каждая из них уникальна. Отличается угол к солнцу и внутреннее оформление.

В первом ярусе располагалось 76 проходов для горожан. У каждого из них есть собственная римская нумерация. Множество арок позволяло ускорить передвижение зрителей и уменьшить давку в проходах. Даже большая толпа полностью размещалась или покидала Колизей всего за 5-10 минут.

Отдельного внимания заслуживают опоры, каждая из которых отличается по стилю оформления. Они придавали амфитеатру дополнительную легкость. Колонны первого яруса выглядят самыми тяжелыми, это дорические каменные изваяния. Во втором ярусе представлены ионические колонны из бетона, а третий ярус украшают легкие коринфские опоры с лепниной в виде листьев. Предполагается, что под арками верхних ярусов устанавливали скульптуры, но обнаружить остатки хотя бы одной из них пока не удалось.

Сама арена имеет овальную форму, что лишало сражающихся возможности укрыться в углу от острого копья или клинка. Пол был дощатым, это позволяло быстро заменить покрытие или залить воду для морского сражения. Клетки для пленников и хищников появились значительно позже. Под сценой была оборудована подземная поворотная система и другие коммуникации. Деревянные перекрытия не дошли до нашего времени, зато разрушения открыли возможность хорошо изучить подземный план.

Долгие годы туристы могли осматривать Колизей только по ночам, однако со временем ученые загорелись желанием увеличить его популярность. После долгих реконструкций были разработаны комплексные экскурсионные туры для всех желающих ближе узнать древнейшее сооружение.

Величие римского Колизея

Именно здесь с трибун кричали фразу «Хлеба и зрелищ». Столетиями зрители радовались кровавым представлениям, решая судьбу животных или людей. В репертуаре Колизея была богатая программа побоищ и поединков. Первые протестующие против жестоких представлений появились в начале V в., однако большинство продолжало наслаждаться жестокими представлениями. Однажды зрители даже забили камнями монаха Телемаха, в ответ на его протесты против кровопролития.

С 521 года бои и схватки с животными были прекращены. Популярность Колизея осталась в прошлом, однако великое сооружение продолжало оставаться символом Римской Империи. Говорили, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

Информация для туристов

Несколько лет назад попасть в Колизей можно было в любое время суток. Это развязывало руки некоторым злоумышленникам, и затрудняло контроль за сохранностью памятника. С тех пор охрана увеличена и установлен следующий режим работы:

  • 9:00-19:00 (с апреля по октябрь);
  • 9:00-16:00 (с ноября по март).

По вечерам вокруг Колизея включается отличная иллюминация, так что побродить в окрестностях амфитеатра интересно и в сумерках.

Чтобы попасть внутрь Колизея, необходимо оплатить 12 евро. Детям, студентам и пенсионерам предоставляются скидки. За билетами с утра выстраивается большая очередь, поэтому целесообразно покупать их заранее в специальных кассах или на официальном сайте: www.the-colosseum.net .

Как добраться

Чтобы увидеть Колизей, нужно приехать на площадь Колизея в Риме. Проделать путь можно на метро, трамвае №3 или автобусе маршрутов №60, 85, 175, 271, 850. Остановка называется так же, как и сама достопримечательность.

Вполне заслуженно называют "Гербом Рима", ведь несмотря на вандализм и длительные разрушения, которому подвергается исторический памятник, он также производит огромное впечатление на тех, кому впервые удалось лицезреть Колизей.

История Колизея

Одно из самых известных сооружений в мире, отличительный знак античного Рима, Колизей, мог так никогда и не быть построен, если бы Веспасиан не решил уничтожить следы правления своего предшественника Нерона. Для этого, на месте пруда с лебедями, который украшал двор Золотого дворца, был построен величественный амфитеатр, вмещающий 70 000 зрителей.

В честь открытия, в 80 году н.э., были проведены игры, продолжавшиеся 100 дней и за время которых было убито 5 000 диких зверей и 2 000 гладиаторов. Несмотря на это, память о предшествующем императоре было не так просто вытравить: официально новая арена называлась амфитеатром Флавиев, но в истории она запомнилась как Колизей. Судя по всему, название отсылает не к собственным габаритам, а к гигантской статуе Нерона в виде бога Солнца, достигающей 35 метров в высоту.

Колизей в Древнем Риме

На протяжении длительного времени, Колизей был для жителей Рима и приезжих местом увеселительных мероприятий, таких, как звериные травли, гладиаторские бои и морские сражения.

Игры начинались утром парадом гладиаторов. Император и его семья смотрели за действом с первого ряда; рядом садились сенаторы, консулы, весталки и жрецы. Немного дальше сидела римская знать. На следующих рядах сидел средний класс; после мраморные скамьи сменялись крытыми галереями с деревянными лавочками. На верхней сидели плебеи и женщины, а на следующей рабы и иностранцы.

Выступление начинали клоуны и калеки: они тоже дрались, но не всерьез. Иногда, для состязаний в стрельбе из лука, появлялись женщины. А после наступал черед зверей и гладиаторов. Бои бывали невероятно жестокими, однако христиан на арене Колизея не терзали. Только через 100 лет после признания христианства, начали запрещать игры, а битвы зверей продолжались еще до VI века.

Было мнение, что в Колизее периодически казнили христиан, однако последующие исследования указывают на то, что это был миф придуманный католической церковью. Во времена правления императора Макрина амфитеатр сильно пострадал из-за пожара, но вскоре был реставрирован по указу Александра Севера.

Император Филипп в 248 году ещё праздновал в Колизее тысячелетие Рима с грандиозными представлениями. В 405 году Гонорий запретил бои гладиаторов, как несогласные с христианством, ставшей господствующей религией Римской империи после правления Константина Великого. Несмотря на это, звериные травли продолжали проходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После, для амфитеатра Флавиев настали печальные времена.

Разрушение Колизея

Нашествия варваров привели Колизей в запустение и положили начало его постепенному разрушению. С XI века до 1132 года он служил крепостью для влиятельных римских семей, оспаривавших между собой власть над согражданами, в особенности семьи Франджипани и Аннибальди. Последние были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, который, в свою очередь, подарил его сенату и народу.

В 1332 году местная аристократия еще устраивала здесь бои быков, но с той поры и началось разрушение Колизея. На него начали смотреть как на источник стройматериала. На строительство новых сооружений шли не только отвалившиеся камни, но и специально выломанные из него. Так, в XV и XVI веках папа Павел II использовал материал из Колизея для строительства венецианского дворца, а кардинал Риарио для дворца канцелярии, также как и Павел III для паллацо-Фарнезе.

Несмотря на это, значительная часть Колизея уцелела, хотя здание осталось обезображенным. Сикст V хотел использовать его для постройки суконной фабрики, а Климент IX превратил Колизей в завод по добыванию селитры. Из его травертиновых блоков и мраморных плит было построено множество городских шедевров.

Более хорошее отношение к величественному памятнику началось только к середине XVIII века, когда его взял под свою защиту Бенедикт XIV. Он посвятил амфитеатр Страстям Христовым как место, пропитанное кровью множества христианских мучеников. По его приказу в центр арены был установлен огромный крест, а вокруг него возведены ряд алтарей. Лишь в 1874 году они были удалены.

Позже, Папы продолжили заботиться о Колизее, особенно Лев XII и Пий VII, которые укрепили места стен, грозившиеся падением, контрфорсами. А Пий IX отремонтировал некоторые внутренние стены.

Колизей в наше время

Нынешний вид Колизея - торжество минимализма: строгий эллипс и три яруса с точно просчитанными арками. Это самый большой античный амфитеатр: длина наружного эллипса составляет 524 метра, большая ось - 187 метров, малая ось - 155 метров, длина арены равняется 85,75 метра, а её ширина 53,62 метра; высота стен - 48-50 метров. Благодаря таким размерам он мог вместить до 87000 зрителей.

Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной 13 метров. В начальном виде в каждой арке стояла статуя, а огромное пространство между стенами затягивалось холстом с помощью специального механизма, для управления которым нанималась команда моряков. Зато ни дождь, ни солнечный зной не были помехой для увеселений.

Сейчас, все желающие могут походить по обломкам галерей и представить себе, как под ареной готовились к боям гладиаторы и метались дикие звери.

С большим вниманием охраняет Колизей нынешнее итальянское правительство, по распоряжению которого строители под руководством археологов вставили валявшиеся обломки, где это было возможно, на прежние места. На арене были произведены раскопки, которые привели к открытию подвальных помещений, служивших для того, чтобы поднимать на арену людей и животных, различные декорации, или заполнять водой и поднимать вверх корабли.

Даже несмотря на все тягости, испытанные Колизеем за время существования, его развалины, лишенные внутренней и внешней отделки, до сих пор производят неизгладимое впечатление своей величественностью и дают понять, каковы были его архитектура и расположение. Вибрации от постоянного городского движения, атмосферное загрязнение и просачивание дождевой воды привели Колизей в критическое состояние. Для его сохранения, во многих местах требуется укрепление.

Сохранение Колизея

Чтобы сохранить Колизей от дальнейшего разрушения был заключен договор между римским банком и итальянским министерством культурного наследия. Первым этапом является реставрация, обработка аркад водонепроницаемым составом и реконструкция деревянного пола арены. Совсем недавно были отреставрированы часть арок и укреплены проблемные места сооружения.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В 2007 году избрана одним из новых семи "чудес света".

В VIII веке пилигримы говорили - "Пока Колизей стоит будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир".

Амфитеатр Флавиев по праву считается визитной карточкой Рима. Начало его строительства было положено в 72 году н.э., императором Веспасианом, основателем династии Флавиев, в честь которой и было названо сооружение. Современное название – Колизей – связывают либо с огромными размерами, либо с колоссальной статуей императора Нерона, переименованной Веспасианом в Гелиоса, бога солнца, и установленной на площадке возле амфитеатра. Строительство завершилось в 80 г. н.э. при императоре Тите, отметившем это событие гладиаторскими играми, отличавшимися особенным размахом и продолжавшихся более ста дней.

Белоснежные, воздвигнутые из травертина, добываемого в городе Тиволи, расположенном неподалёку от Рима, стены Колизея достигали 50 метров в высоту, что практически равнозначно высоте 17 этажного здания. Первые три из четырёх этажей имели по 80 арок, в каждой из которых была установлена гигантская статуя. Амфитеатр вмещал от 50 до 70 тысяч зрителей. Арена, покрытая деревянным настилом с толстым слоем песка, иногда подкрашенного в красный цвет, чтобы сделать менее заметными следы крови, имела некруглую, а эллиптическую форму, а ряды сидений располагались под углом 37 градусов, что создавало возможность хорошего обзора происходящего на арене из любого сектора. Колизей отличался сложнейшей системой лестниц и переходов, позволявшей посетителям заполнить амфитеатр и покинуть его в течение нескольких минут.

Вместо билетов для посещения игр использовалось специальное приглашение, называвшееся «тессера», на котором обозначались ряд и место. Надо отметить, что зрители рассаживались в соответствии с социальным статусом. В нижнем ряду располагался император, его семья, сенаторы, которые, судя по сохранившимся на сидениях надписям, резервировали себе места. Уровнем выше сидели представители сословия всадников, а следом – граждане Рима: чем выше ярус, тем ниже социальный статус. Примечательно, что верхние ярусы предназначались для рабов и женщин, и зачастую эти места были стоячими.

Чтобы защитить зрителей от дождя и палящего римского солнца, Колизей покрывался специальным навесом, который натягивался с земли сотней моряков императорского флота с помощью 240 деревянных мачт. Кроме того, для комфорта зрителей, проводивших в амфитеатре порой целый день, у стен были установлены питьевые фонтанчики, в настоящее время не сохранившиеся.

Основным «развлечением» в программе были знаменитые гладиаторские бои. Однако в качестве своеобразной прелюдии проводилась охота, бои диких зверей, зачастую неравноценных по силе, а также противоборства зверей и людей, доказательством чему служат многочисленные сохранившиеся мозаики и фрески. Это все обходилось недешево, поскольку зверей необходимо было ловить, организовывать транспортировку, часто за тысячи километров, кормить и обеспечивать их хорошее состояние, поэтому, чтобы покрыть огромные затраты, вводились специальные налоги. Кроме того, очень популярным зрелищем были навмахии - имитации морских сражений, для чего с арены снимался настил, а подземное пространство заполнялось водой с помощью продуманной системы водоснабжения. Практика проведения навмахий прекратилась после реконструкции Колизея императором Домицианом. Под сценой на двух подземных этажах была налажена разветвлённая сеть тоннелей и подъёмных устройств для эффектного появления на арене гладиаторов и зверей.

После падения Римской Империи Колизей утратил изначальное предназначение, стал понемногу разрушаться в результате природных явлений и действий человека. Мраморные плиты, ранее покрывавшие стены и полы амфитеатра, были сняты и использованы в строительстве широко известных памятников архитектуры: собора Святого Петра, Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и многих других. В разные периоды времени сооружение использовалось в качестве жилья, защитной крепости, а также в религиозных целях. В VII в. в нём даже располагался завод по производству селитры.

Несмотря на своё жестокое прошлое, амфитеатр, разрушенный на две трети, но простоявший более 2000 лет, в последние годы реконструированный, позволяющий теперь совершить прогулку даже по подземным помещениям, где, кажется, сам воздух пропитан многовековой историей, является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии, привлекая туристов со всех уголков мира.