Река Сена — начало Парижа и всей Франции. Река сена как символ парижа и всей франции Левый берег реки Сены

Сена для Парижа как аорта для человеческого организма. Главная и незаменимая вена, благодаря которой город когда-то появился на этом месте. Мне нравилось гулять по набережным Сены, присматривая книги у торговцев в зеленых лавках. Спускаться вниз, к самой реке, мы попробовали только один раз. Увидели там огромную крысу и поскорее поднялись вверх. Да и запах от Сены идет не слишком приятный. Прогулки по набережным доставляли мне гораздо большее удовольствие. Серебристо-серая Сена напоминала мне Неву, так как в ней тоже можно найти все оттенки этих цветов.

Вечером при свете городских фонарей здания красиво отражаются в реке, давая насладиться своей красотой прохожим.

Сену используют в судоходных целях. Интересно покататься по ней на корабликах, которые курсируют здесь почти день и ночь. Мы с подругой совершили такое речное путешествие в сентябре. Проплывая вдоль берегов Парижа, мы увидели много новых арт-объектов, что уж говорить о мостах, которые предстали перед нами совсем в ином свете.

Прежде чем начинать свой рассказ обрисую картину в целом. Итак:

  • исток Сены находится даже не в , а в Бургундии;
  • длина реки составляет 776 км.
  • протекая через Париж, она впадает в пролив Ла-Манш, недалеко от города ;
  • в Сену впадает несколько притоков - Марна, Об, Уаза и Йонна;
  • пополняется она за счет дождей, так, с ноября по март наступает период подъема воды в реке;
  • главными портами на реке являются , Париж и .

  • Название реки предположительно происходит от кельтского слова «священный».
  • Первые упоминания о Сене относятся к 353 году нашей эры.
  • В реке тогда водилось много рыбы, но к середине прошлого века вода стала настолько грязной, что реку уже считали мертвой. Экология в Париже всегда была очень плохой. Заводы и фабрики, да и сами парижане использовали Сену как мусорную яму, куда скидывали все подряд. В последующие годы властям Парижа пришлось принять ряд мер, чтобы восстановить нарушенную экологию реки, в этом им помогли многочисленные системы очистки

Острова на Сене

В Париже на реке находится четыре острова: Ситэ, Сен-Луи, Гранд-Жатт и Лебединый. Их все вы можете видеть на карте ниже:

Остановлюсь на каждом из них несколько подробнее.

Остров Ситэ (Ile de la Cité)

Отсюда начался Париж. Здесь в III веке до н. э. жило племя паризи, которое и дало название самому городу. На Ситэ находятся и Нотр-Дам де Пари, и бывшая тюрьма Консьержери, и часовня Сент-Шапель. Так что одного дня вам точно не хватит, чтобы осмотреть весь остров с толком и расстановкой.


Сен-Луи (Saint-Louis)

Остров назван в честь короля Людовика Святого и находится восточнее Ситэ, соединяясь с ним мостом Сен-Луи.

Наша частная школа проводила экскурсии по разным известным районам Парижа, среди них была и прогулка по острову Сен-Луи с экскурсоводом, которая рассказала историю этого острова и его интересных местах.

Он известен тем, что на нем расположены здания, где собирались известные художники, писатели и поэты-парижане: Шарль Бодлер, Оноре де Бальзак, Эжен Делакруа и т. д. Это был остров людей искусства. Обязательно посмотрите отели «Ламбер» (в нем жили Вольтер и Жан-Жак Руссо) и «Лозен» (здесь собирался литературный «Клуб Ассасинов», в который входили Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Эжен Делакруа и другие). Они построены в XVII веке и весьма красивы снаружи. Сегодня на Сен-Луи живут только очень богатые люди.


На острове находится кафе, где продают самое вкусное мороженое на весь Париж - Berthillon (кафе называется также, как и мороженое). Его производят только из натуральных продуктов, добавляя фрукты и ягоды по сезону, которые доставляют из разных уголков мира.


Летом очередь туда выстраивается невероятной длины. Я тоже отведала там мороженое: очень вкусно, но дорого! Один шарик стоит 3-4 EUR.

Лебединый остров (Ile aux cygnes)

Это маленький искусственный остров, который был сооружен в качестве дамбы. Сейчас он служит фундаментом для моста Бир-Хакейм. Свое название он получил от природного острова, который раньше находился между Сеной и Университетской улицей. На нем действительно жили лебеди, которых завезли сюда из Дании и Швеции в ХVII веке по королевской прихоти.

Этот естественный остров вошел в состав Марсового поля. Главная достопримечательность острова - статуя Свободы, подаренная Франции .


Это уменьшенная копия подобной статуи в Нью-Йорке. На табличке, которую она держит в руках, указаны даты Дня независимости и Дня взятия Бастилии.


Во время прогулки по Сене мы проплывали мимо статуи на корабле. Также мы обратили внимание на деревья, которые в два ряда стоят за статуей, образуя Лебединую аллею. Эта красивая зеленая зона посередине Сены пересекает весь остров. Для гуляющих там установлены скамейки.

Остров Гранд-Жатт (Ile de la Jatte)

Этот остров расположен уже на городской границе Парижа, ближе к району . Как и Сен-Луи, этот остров считается местом обитания очень богатых людей. Тут, например, жил Николя Саркози со своей женой. Многие известные люди живут здесь и сейчас.

На северной стороне острова находится одноименный парк. Он очень красивый, имеет на территории беседку, а еще здесь расположился Музей Сены. Там выставляются экспонаты, изображающие рыб, которые обитают в реках Франции. Для взрослых вход в музей обойдется в 3,50 EUR, для детей от 5 до 17 лет - в 2 EUR, также как для инвалидов, пенсионеров и студентов.

Мосты Сены

Сену пересекает 37 мостов в разных ее частях в Париже. Я расскажу о 10 самых известных и интересных с туристической точки зрения мостах. Все они не разводные.

Мост Александра III (Pont Alexandre III)

Его смело можно назвать самым красивым мостом Парижа. Он отличается от прочих обилием разных декоративных скульптурных композиций. Соединяет он берега, где с одной стороны находится , а с другой .


Мост Александра был построен в честь заключения франко-русского союза в 1896 году. Уже в конце XIX века в Европе назревали проблемы, ставшие впоследствии причинами Первой мировой войны. Эту ситуацию понимали и многие мировые державы, в том числе и Франция с Россией, поэтому между державами и был заключен союз.

Сегодня мост украшен изящными фонарями. Он действительно очарвательный, а скульптуры нимф, пегасов и ангелов добавляют ему неповторимого шарма. В центре моста находятся нимфы, изображающие Сену и Неву с гербами Франции и России.

Новый мост (Pont Neuf)

Новый мост - самый старый мост Парижа (строительство закончено в 1606 году), который пересекает остров Ситэ. В середине конструкции установлен памятник Генриху IV по настоянию его жены королевы Марии Медичи, желавшей увековечить имя мужа.

Сейчас этот арочный мост вместе с памятником является одним из символов Парижа.

Мост Архиепархии (Pont de l"Archevêché)

Конструкция соединяет остров Ситэ с левым берегом Сены. Мост выстроили в 1828 году. Называется он так потому, что к юго-востоку от находилась архиепархия. А известно сооружение тем, что на ограде моста влюбленные вешают замки после свадьбы. Ключ принято при этом бросать в Сену.


Сегодня кованные парапеты настолько перегружена замками, что свободное место еще придется поискать. С моста открывается красивый вид на Нотр-Дам де Пари.

Мост Бир-Хакейм (Pont de Bir-Hakeim)

Он расположился над Лебединым островом. Этот мост очень интересен своей необычной двухуровневой конструкцией: по верхнем его части проходит метро, а на нижнем ярусе перемещаются автомобили и пешеходы.


Мост украшен четырьмя скульптурами: на опорах находятся фигуры моряков и кузнецов с вензелем RF (Французская республика).

У подножия памятника, названного «Возрождающаяся Франция» и находящегося с другой стороны от моряков и кузнецов, есть смотровая площадка, откуда открывается шикарный вид на .

Мост Альма (Pont de l’Alma)

Он назван в честь Альминского сражения, выигранного против русской армии во время Крымской войны. Его открыли в 1856 году. Находясь недалеко от и , сооружение стало соединять набережную Бранли с авеню Нью-Йорка.

Этот мост украшен массивной фигурой зуава (легкая пехота французских колониальных войск). Раньше на нем были скульптуры гренадера, артиллериста и пехотинца, но их демонтировали.


В прошлые столетия мост был намного красивее, но его пришлось переделать, поскольку конструкция уже не справлялся с растущим потоком транспорта.

Мост Искусств (Pont des Arts)

Этот полностью пешеходный мост является первым железным мостом через Сену и соединяет Институт Франции и двор . Его строительство длилось с 1801 по 1804 гг.

Здесь собираются многие художники, фотографы и туристы в надежде запечатлеть лучшие пейзажи берегов Сены. Летом парижане тут собираются и устраивают пикники. Правда, это не очень удобно, так как тут всегда проходит много туристов.


Как и мост Архиепархии, его ограды используют, как место, где вешают замки влюбленные. Их количество было такое большое, что пришлось убрать часть замков, так как мост мог обрушиться от всего веса.

Мост Инвалидов (Pont des Invalides)

Он находится ровно между мостами Александра III и Альма. Этот мост - один из символов побед Наполеона Бонапарта. Фигура в центре моста и скульптурные композиции на других опорах восхваляют военные удачи великого императора. Его открыли в 1856 году.


Он находится недалеко от Дома Инвалидов, поэтому и так и называется.

Мост Менял (Pont au Change)

Если вы смотрели фильм «Парфюмер», то помните эпизод, в котором этот мост разрушается, и его обломки падают в Сену. Данный кадр имеет реальную историческую основу. В Средние века мост часто рушился, так как был слишком плотно застроен лавками разных торговцев. Отсюда, кстати, и его название.


Старый мост уже давно не существует. Тот, что стоит сейчас, построен в результате перестроек Парижа бароном Османном, в 1860 году.

Мост Сен-Мишель (Pont Saint-Michel)

Этот каменный мост соединяет площадь Сен-Мишель с островом Ситэ. Если хотите узнать его историю, то прочитайте роман А. Дюма «Королева Марго», так как там хорошо описано и то, как выглядело творение инженерной мысли раньше. Так, в XV веке это был деревянный мост, где располагались лавки торговцев. Кстати, среди дельцов был и метр Рене - парфюмер и изготовитель ядов при дворе королевы Екатерины Медичи (матери королевы Марго).


Мост из камня, который сейчас существует, был построен уже значительно позже, а именно в 1857 году.

Мост Нотр-Дам (Pont Notre-Dame)

Когда-то этот мост был частью города Лютеции. Его часто разрушали, так что нынешнее сооружение выполнено в 1919 году.


Ранее его еще называли Чертовым мостом, так как баржи, которые проходили под ним, часто сталкивались с его нижней частью. Из-за чего его в итоге перестроили для удобства навигации. Центральную часть выполнили из железа, а правая и левая стороны остались каменными.

Напоследок

Чтобы лучше узнать Сену и увидеть все ее красоты, мой вам совет: купите билет на один из кораблей, курсирующих по реке. Это удобные, крытые корабли, с палубами. Есть разные компании, которые выполняют речные круизы по Сене, но самая известная из них - Bateaux-mouches. Я же каталась на корабле фирмы Les Вateaux parisiens. Хотя отмечу, что разница между ними разве что в цене (от 10-13 EUR за Bateaux-mouches и от 8 EUR за Les Вateaux parisiens). Продолжительность круиза - час.

Обычно предлагаются не круговые, а линейные маршруты. Билеты покупаются в кассах у кораблей или на сайте компаний. В стоимость входит только сам круиз. За дополнительные деньги можно заказать ужин на борту.

Советую не упускать возможность такого времяпрепровождения, речная прогулка запомниться вам на всю жизнь и удовольствие вы точно получите!

Река Сена примечательна тем, что на ней стоит один из самых красивых городов мира - Париж . Длина этого водного потока составляет 776 км. Площадь бассейна равна 78,65 тыс. кв. км . Русло реки тянется в северо-западном направлении и впадает в бухту пролива Ла-Манш. Устье примечательно тем, что его пересекает один из самых длинных подвесных мостов в мире, который называют мостом Нормандии . Общая длина сооружения равна 2350 метров. Длина центрального пролёта составляет 935 метров. Ширина достигает 23 метров. Движение по мосту 4-х полосное. В эксплуатацию сооружение было запущено в 1995 году.

От истока до устья

Своё начало река берёт на плато Лангр . Оно входит в состав Парижского бассейна. Это покрытая холмами равнина, на которой и находится большая часть Франции. Максимальная высота плато равна 532 метрам над уровнем моря. Исток реки находится в Бургундии (историческая область в восточной части Франции) на высоте 471 метр над уровнем моря. Это коммуна Кот-д’Ор, расположенная в 30 км северо-западнее города Дижона.

Источник находится в лесистой местности рядом с дорогой №71. На обочине стоит знак, сообщающий всем проезжающим мимо, что совсем рядом в овраге из земли бьёт ручей, дающий начало тому водному потоку, на котором стоит Париж.

Русло пролегает по широкой долине и характерно тем, что сильно извилистое. Больше оно ничем не примечательно, так как носит равнинный характер. Поэтому не может похвастаться бурными водопадами, порогами и стремительными водоворотами. По водной глади снуют прогулочные яхты и экскурсионные катера. В пределах Парижа длина реки составляет 50 км. На этом водном отрезке насчитывается 37 мостов. Всего же на реке их десятки.

На северо-западной оконечности Франции находится город Гавр. Это правый берег устья Сены. Само устье представляет собой эстуарий . Его длина составляет 25 км, а ширина 2-12 км. В Гавре находится один из крупнейших морских портов страны. На левом берегу устья располагается город Онфлер. В нём также есть порт, причём старинный и очень живописный. В самом городе имеется много великолепных архитектурных сооружений.

Именно Гавр и Онфлер связывает мост Нормандии. Из притоков можно назвать основные: Марна, Йонна, Уаза, Об. Крупные города: Париж (население 2,3 млн. человек), Гавр (188 тыс. человек), Руан (106 тыс. человек) и Пуасси, расположенный рядом с Парижем и имеющий население 38 тыс. человек.

Река Сена на карте

Характеристики реки

Основное питание дождевое . Уровень воды поднимается осенью и зимой. Летом наблюдается межень. Расход воды в столице Франции составляет 250 куб. м/сек. В границах устья расход достигает 500 куб. м/сек. Во время морского прилива вода поднимается в эстуарии на 2 метра. В районе Гавра зафиксирована величина 7,5 метров. Во время паводков река разливается, но в городах наводнений не бывает за счёт гидротехнических средств безопасности.

Судоходство

Морские суда поднимаются вверх по течению вплоть до Руана . Это 120 км от Ла-Манша. Речные коммерческие суда плавают на расстояние 560 км до коммуны Бар-сюр-Сен. С учётом приливов, до Руана суда идут по обводному каналу. Река Сена также соединена целой сетью каналов с Рейном, Луарой, Маасом, Соммой и Шельдой. Основные порты находятся в Париже, Гавре и Руане.

Экология

В 2009 году в реке после долгих лет отсутствия появился лосось. Это указывает на то, что вода стала значительно чище, чем она была раньше. А ещё в конце XX века концентрация тяжёлых металлов в воде была очень высокой. Уровень pH превышал норму в 4 раза. Но люди построили очистные сооружения, ужесточили контроль за сбросом сточных вод, и ситуация значительно улучшилась. Это указывает на то, что при желании можно добиться положительных результатов и сделать воду пригодной для питья и купания.

Александр Арсентьев

От Руана до Парижа на извилистой Сене множество островов, приливные явления сохраняются на 35 км от устья. Протяженность реки Сены – 776 км, глубина ее в районе Парижа достигает в среднем 9,5 м. Большая часть бассейна – равнины с пологими песчаными берегами, находящиеся под угрозой затопления в зимние месяцы, только на юго-востоке, ближе к истоку, на плато Лангр в Бургундии, высота над уровнем моря достигает 900 м. Разливы Сены в холодное время года стали настоящим бичом прибрежных районов. Чтобы спасти от наводнений Париж, в XIX веке в городе обустроили высокие каменные набережные и начали тщательно отслеживать уровень воды. Последний экстремальный подъем Сены отмечался в 2016 году, благодаря слаженной работе городских служб особых разрушений не было, хотя пришлось, как обычно, эвакуировать десятки тысяч произведений искусства из подвальных фондов городских музеев. В засушливые годы летом, напротив, Сене угрожает обмеление, ставящее под угрозу навигацию по реке.

История прибрежных городов и деревень

Письменные источники свидетельствуют о том, что берега реки Сены представители кельтских племен, рыбаки и земледельцы, заселили в III веке до н. э. Пришедшие в Галлию римляне также высоко оценили удобный водный путь, в VI веке их вытеснили германское племя франков, давшее название государству. Из-за равнинного характера и медленного течения навигация по Сене проста, чем и воспользовались в IX-X веках викинги, поднявшиеся до Парижа и осаждавшие город. Впоследствии они отступили и некоторое время провели в окрестностях Руана, поближе к морю.

В устье реки лежит Гавр, крупнейший морской порт Франции. Между Сеной и бассейном Гавра стоит бетонная дамба, пропускающая лишь суда. По потокам пассажиров этот порт – лидер во Франции, по грузопотокам он уступает только Марселю. Гаврский порт осуществляет не только морские, но и речные перевозки. Своим расцветом в XVI веке город обязан тому, что более популярные порты на Сене Онфлёр и Арфлёр, расположенные в нескольких километрах от Гавра, оказались в заиленной части русла реки.

Следующий по направлению к востоку крупный город на Сене – Руан, пронизанный притоками реки, значимый французский порт. В 1431 году в Руане произошло трагическое событие для истории Франции – был проведен суд над Жанной д’Арк. Спасительницу страны сожгли на костре, а пепел развеяли над Сеной.

Важнейшие пригороды Парижа формировались по берегам Сены – главной транспортной артерии региона. Эпине-сюр-Сен, вобравший в себя название реки, расположен в 11 км к северу от столицы, Корбей-Эсон лежит в южной части Парижа, в месте впадения Эсона в Сену. Из пригорода на лодках в столицу завозили продовольствие, а обратно во время эпидемии чумы водным путем вывозили трупы – отсюда пошло французское название катафалка. Мант-ла-Жоли в 53 км к западу от Парижа был укрепленным портом, защищавшим столицу от нашествий.

Путешествие по реке

Крупные океанские суда проходят по реке Сене 120 км до Руана, баржи и речные суда – более 500 км до Марриль-сюр-Сен. Прогулка из Парижа в Онфлер и обратно с осмотром Руана обычно длится около 5 дней. Стоимость путешествия составляет 1000 евро за проживание в двухместной каюте с полным пансионом. На арендованных яхтах можно плавать по Сене и, через сеть каналов, по другим рекам Франции.

Прогулки по Сене в Париже

На левом берегу реки Сены сосредоточены музеи и туристические объекты во главе с Эйфелевой башней, на правом – бизнес-центры и государственные структуры. Впрочем, разделение условно – на правом берегу остаются не менее популярные среди гостей города Лувр, Тюильри, Булонский лес и Монмартр. Самый удобный вариант, позволяющий продумать маршрут самостоятельно, это путешествие на речном трамвайчике Bateau Bus, следующем по реке с 8 остановками.

Билеты на Bateau Bus действительны в течение суток или двух с момента первой посадки, так что туристы могут осматривать достопримечательности, а потом продолжать прогулку. Маршрут по реке Сене проходит по туристическому центру города, от ботанического сада до Эйфелевой башни. С марта по сентябрь трамвайчики ходят часто, каждые 20 минут, в низкий сезон ждать придется около 25 минут. Начало работы – 10:00, конец – 19:00 зимой и 21:30 летом. Билет стоит 16-19 евро на день-два для взрослых, 7-10 евро для детей от 3 до 16 лет.

Более комфортабельные, чем речные трамвайчики, экскурсионные кораблики стартуют от третьего причала набережной Bourdonnais. Стоимость часовой экскурсии составляет 6-14 евро. Рестораны на корабликах бронируются заранее, затраты на двухчасовой обед на реке Сене доходят до 100 евро с человека. Ужин в сопровождении живой классической музыки длится дольше и стоит до 215 евро.

Сена в истории живописи

Берега Сены традиционно становились объектом внимания французских пейзажистов, но настоящий бум интереса к реке начался с появлением импрессионизма. В пригороде Парижа Аржантее постоянно проживали Эдуард Мане и Гюстав Кайботт, а остальные участники «Салона отверженных» приезжали к ним в гости и работали на пленэре. Остров на реке Сене к западу от Аржантея, в Шату, так и назвали островом Импрессионистов. Здесь, в ресторане «Мезон-Фурнез» и камерном музее, хранятся работы художников, среди них и «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара.

Рукотворные достопримечательности

Равнинные речные пейзажи не отличаются разнообразием, и монотонность прогулки по Сене разбавляет знакомство с архитектурными достопримечательностями и музеями. Среди обязательных к осмотру культовых зданий – Руанский собор XII века, церковь Святой Екатерины XV века в Онфлере, аббатство Гравиль-Сент-Онорин в Гавре. Менее известный, но интересный объект, готическую церковь в Верноне, строили с XI по XV век и недавно реставрировали.

Мосты

В устье реки Сены лежит мост Нормандии, достигающий в длину 2,35 км. Длина его центрального пролета – 935 м. В Мант-ла-Жоли сохранился старый мост XII века. В Руане 6 мостов, один из них, носящий имя писателя Гюстава Флобера, – самый протяженный подъемный мост в Европе. Его длина достигает 86 метров. Образец современной архитектуры можно увидеть возле музея Сены в Кодбек-ан-Ко. В Париже 37 мостов, старейший из них Пон-Неф, построенный в 1607 году. Самый короткий, всего 32 м, мост Малый, проложенный к острову Сите.

С 1870 года на парижском мосту Аустерлиц выставлена шкала наводнений, предупреждающая горожан об опасности. Если прибывающая вода омывает колени статуи Зуава на мосте Альма, то опасность еще не слишком серьезна, достигает пояса – следует беспокоиться, бороды – близка катастрофа.

Замки

Река Сена не так часто вдохновляла архитекторов на создание шедевров, как Луара, но и здесь есть на что посмотреть. Самый известный замок, владение королевской семьи, – это Консьержери в Париже, строительство сохранившихся частей которого началось в XIII веке. Сейчас это часть Дворца Правосудия. Руины замка Шато-Гайар расположены в 95 км к западу от столицы. Его построили по приказу Ричарда Львиное Сердце в конце XII века и частично снесли в 1599 году по воле Генриха IV. До нашего времени дошли крепостные стены и главная башня, возвышающиеся над рекой Сеной. Попасть внутрь можно в теплое время года, побродить у внешних стен – круглогодично.

Музеи

Самые интересные музеи на берегу реки Сены связаны с реками, морями и водным транспортом. Морской музей Руана с ангарами расположен рядом с мостом Гюстава Флобера. В Руане же воспроизведен Большой Барьерный риф в Панораме XXL, ждущий гостей с 10 до 18-19 часов, стоимость билетов – до 9,5 евро. Музей водных путей открыт на месте встречи Сены и Уазы, здесь экспонируются модели кораблей. В музее Сены в Кодбеке-ан-Ко, открытом с февраля по ноябрь с 13:00 до 18:30, а в июле-августе – с 10:00, рассказывается об истории реки и жителей прибрежных селений с античности до наших дней. Билет стоит 5 евро, с гидом – 6 евро.

Информация для туристов

Еще недавно Сена была непригодна для купания и рыбной ловли, но усилия экологов привели к ее очищению от канализационных стоков. В ее воды вернулся атлантический лосось, это хороший показатель, но все еще часто фиксируется превышение тяжелых металлов. Впрочем, прогулкам по реке Сене это не мешает, а для пляжного отдыха во Франции много других возможностей. В окрестностях Парижа летом, на пике жары, из привозного песка насыпают искусственные пляжи, на которых можно загорать и веселиться. Купаться при этом запрещено. В устье реки Сены разбит ботанический сад Онфлера с бабочками, экзотическими птицами и растениями, стоимость посещения доходит до 9 евро. Заповедник Букль де ла Сена Норманд можно посетить недалеко от выезда из Гавра, на границах Руана открыты зоопарк и парк развлечений.

Отдых на реке

Помимо круизов по реке Сене, туристы могут отдохнуть в многочисленных пансионатах и кемпингах, вне промышленных зон, встречающихся на каждом километре. Рядом с ними обычно обустроены кафе, закусочные, заправки, прокат автомобилей. В приморской части реки Сены – множество яхт-клубов. В Париже можно арендовать стоящую у набережной баржу с мини-террасой в качестве гостиницы. Стоимость проживания в ней – около 200 евро в сутки на группу до 5 человек.

Существует несколько версий, говорящих о происхождении названия реки Сены. Однако, согласно самой популярной из них, оно связано с латинским словом "секуана", имеющего значение "священная вода". Предположительно, именно так первые поселенцы называли торговый водный путь, воды которого берут своё начало в землях Бургундии, а именно в южной части плато Лангр, а появление первых племен на его берегах относят аж к III веку до н.э.

Имея длину 776 км, Сена пересекает города Гавр, Париж, Пуасси, Руан, где расположены наиболее крупные речные порты, и завершает свой путь соединяясь с водами пролива Ла-Манш. Река имеет правые притоки - Уаза, Марна, Об и несколько левых - Йонна, Эр. Но основным источником питания Сены являются осадки, обеспечивающие регулярное пополнение водных ресурсов.

Интересно, что Сену, для удобства организации навигации по реке, разделили на несколько частей. А именно, участок реки от истока до слияния с левым притоком Йонна принято называть Малой Сеной. Следующая часть до Парижа - это Верхняя Сена, а далее следует участок с говорящим названием Парижская Сена, которую сменяет Нижняя Сена, часть от Парижа и вплоть до Руана. От Руана до Ла-Манша пролегает заключительный участок реки - Сена морская. Каждая из этих частей вносит свой вклад в формирование общего образа Сены, делая его романтичным, замысловатым и неповторимым.

Самая французская река - Сена

По территории Франции протекают около десятка крупных рек длинною более 300 км и не менее сотни рек поменьше. Однако, ни одна из них не получила такую популярность, какую имеет река Сена, ставшая не просто символом Парижа, но и всей Франции. Пожалуй, иначе быть и не могло. Ведь именно Сена разделила столицу Франции на свободный богемный левый берег и важный деловой правый. Живописные пейзажи именно её берегов вдохновляли Мане, Ренуара, Пикассо, Матисса...

Особый шарм Сены заключен в наличии множества мостов, каждый из которых неповторим как в своей истории, так и в исполнении. К примеру, мост Пон-Нёф. Его строительство было начато в 1578 году Генрихом III Валуа и вот уже несколько столетий он служит парижанам, нося гордое звание старейшего моста Парижа. А самый "молодой" мост, названный в честь Шарля де Голля, был открыт для движения в 1996 году с целью разгрузить дороги с плотным автомобильным движением. Всего же только в Париже через Сену переброшено 32 моста.

Сена, разделив Париж на два берега, позволила каждому из них стать неповторимым. Левый берег, более свободный и терпимый, всегда был центром богемной и культурной жизни. Здесь расположены Эйфелева башня и музей Родена, Парижские катакомбы и известный театр «Одеон», церкви Сан-Северин и Сен-Сюльпис. Правый же берег, некогда территория "сливок общества", и сейчас сохранил за собой право называться деловым центром Парижа. Но не только финансовыми сделками он интересен. Именно здесь раскинулись Елисейские поля, Триумфальная арка, Лувр, Монмартр, музей Пикассо, Мулен руж и многое другое.

Посещая Париж, вопрос о том, какой берег выбрать для посещения не стоит. Ведь каждый из них, отражаясь в безмятежно бегущих водах Сены, способен подарить особые впечатления, которые остаются в памяти навсегда.

Сена - одна из самых известных в Западной Европе рек, источник вдохновения для художников и поэтов, веками воспевавших ее красоту.

География

Река берет начало на плато Лангр в Бургундии, далее течет по равнинной местности провинции Шампань между холмами Парижского бассейна, образуя широкую долину. Русло реки очень извилистое, особенно ниже города , где оно разветвляется на несколько рукавов и образует острова.
Устье реки находится между портовым городом Гавр и приморским Онфлером, в заливе Сена пролива , где образуется большой воронкообразный эстуарий длиной свыше 25 км и шириной от 2 до 10 км. В устье Сены построен Мост Нормандии - один из самых больших байтовых мостов в мире длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м.
Влияние морских приливов распространяется на 35 км выше Руана. Непосредственно в устье приливы достигают высоты 7,5 м. Течение реки заметное, перепад высот между истоком и устьем достигает 500 м; в целом характер реки спокойный, если бы не угроза наводнений. Паводки случаются зимой, летом - короткая межень.
Если паводки сильные, на Сене начинается наводнение. На реке и ее притоках проводятся гидротехнические работы, что существенно снизило опасность наводнений для Парижа и других городов.

История

Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н, э. Предположительно, допускается образование от кельтского sog-han - «спокойная река». На ее берегах жило кельтское племя секванов. Другое местное кельтское (галльское) племя, обосновавшееся здесь в середине III в, до н. э - паризии - дало название Парижу, который римляне называли Лютеция (от lutum - «грязь, болото»).
Кельты построили на реке рыбацкие деревни и занялись сельским хозяйством на плодородных равнинах в долине Сены. Относительно спокойный характер реки привлекал к ней людей, и вскоре вся местность вдоль Сены была заселена.
Для древних римлян река была важным рубежом в завоевании земель непокорных кельтов. В Средние века Сена служила естественной границей между феодальными владениями.
Долгое время плавание торговых караванов судов по Сене было небезопасным делом из-за разбоя. Еще дольше доставляло неудобства мелководье. Первые серьезные работы по углублению русла реки были проведены лишь в 1840 г., после чего корабли с осадкой до 1,6 м смогли перемещаться по реке от устья до Парижа. Позже работы по повышению судоходности реки продолжились, и теперь до Парижа поднимаются суда с осадкой до 3,2 м, а до Руана - 6,5 м. Углубление дна Сены в 1960-х гг. помогло избавиться от такого явления, как маскаре - аномально высоких приливных волн, возникающих в устьях Сены и движущихся вверх по течению.
Резкое повышение уровня воды в Сене зимой и осенью и сегодня представляет серьезную опасность для Парижа, хотя после сильнейшего наводнения в январе 1910 г. по берегам реки были выстроены защитные дамбы. Статуя Зуава у опоры моста Альма с давних пор служит своеобразным измерителем: асе парижане знают, что, когда вода поднимается до его колен, это наводнение средней опасности, если до уровня пояса и выше - весьма серьёзное, а в 1910 г. уровень воды в Сене достиг бороды (или шеи) Зуава - 8 метров 62 сантиметра.
В 1944 г. во время Второй мировой войны была проведена стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск англичан и американцев на французском берегу в Нормандии: союзники прорвались сквозь немецкие укрепления на восток, форсировали Сену и 25 августа, при поддержке французских партизан, освободили Париж.
В 1991 г. ЮНЕСКО внесла парижские берега Сены - Рив-Гош и Рив-Друа - в европейский список Всемирного наследия человечества.
Пусть Сена и не самая длинная река во Франции (самая длинная - Луара), тем не менее она остается важнейшим звеном экономики Франции и всей Западной Европы, 60% реки судоходно, судоходство по реке осуществляется круглый год. Сена соединена каналами с Рейном, Маасом, Луарой, Соной, Соммой, Шельдой. Из-за высоких приливов в устье Сены суда проходят по обводному Танкарвильскому каналу. Суда поднимаются до самого города Труа - к подножию гор, где находятся истоки Сены. Океанские суда поднимаются до Руана - на расстояние свыше 120 км от устья.
Бассейн Сены - главный индустриальный и сельскохозяйственный район Франции. Именно на Сене находятся крупные промышленные компании нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной отраслей промышленности.
Однако по той же причине к 1960-м гг. уровень загрязнения воды в Сене повысился настолько, что жизнь в реке практически исчезла. Срочные меры по ликвидации и предотвращению загрязнения реки дали неплохие результаты: в 2009 г. было даже отмечено возвращение в Сену такой чувствительной к загрязнению рыбы, как атлантический лосось.
Париж - самый большой речной порт на Сене, за ним следуют Руан и Гаар. Сена настолько важна для Парижа, что ее неофициально принято считать 21-м городским округом. Река разделила Париж надвое: на правом берегу сосредоточена торговая и деловая часть города, левый берег - это преимущественно культурные и образовательные учреждения.
На правом берегу Сены расположен Лувр - музей с мировой славой, живописные постройки в саду Тюильри, дворец Карнавале, башня Сен-Жак, кладбище Пер-Лашез, Монмартр, Булонский лес…
На левом берегу Сены стоит еще один символ Парижа, без которого уже немыслима панорама города: Эйфелева башня на Марсовом поле. Неподалеку находится Дом Инвалидов, где похоронен император Наполеон Бонапарт. Дворец Марии Медичи в Люксембургском саду - местонахождение сената страны. Рядом - Латинский квартал и знаменитый университет Сорбонна. В наше время не многие студенты могут себе позволить жить по соседству с Сорбонной, в 5-м и 6-м округах, где с начала XX в. обосновались представители парижской художественной интеллигенции - богемы: художники, писатели, театральные деятели.
Рив-Гош - левый берег Сены - понятие не только топографическое.
Стиль Рив-Гош подразумевает совершенно особый, эксцентричный образ жизни, манеры поведения и внешний вид богемы, в отличие от более консервативных буржуа с правого берега. Сегодня подобный свободный стиль, что-то между хиппи и яппи, назвали бы «бобо» (фр. bourgeois-boheme - буржуа-богема).
В пределах Парижа через Сену переброшено 37 мостов, включая самые известные: мост Луи-Филиппа и Пон-Неф, или Новый мост, постройки 1607 г. - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Руан - третий по величине порт на Сене, с развитой промышленностью и главной достопримечательностью - Руанским собором, заложенным в 1210 г. и завершенном в начале XVI в.
Гавр - второй порт после Парижа - ранее назывался Гавр-де-Грас, или «благодатная гавань». В настоящее время на Гавр приходится весь внешнеторговый оборот Франции со странами Америки и Западной Африки.
В месте, где сливаются Сена с Уазой, стоит еще один крупный центр речного пароходства - Конфлан-Сент-Онорин.

Но Сена - это еще и патриархальные деревушки и тихие провинциальные городки. На высоком берегу Сены, в местечке Фрет-сюр-Сен открывается роскошная панорама леса Сен-Жермен-ан-Лэ, в эти края приезжают в поисках вдохновения художники и писатели.


Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Франции, пересекая исторические области Бургундия, Шампань, Иль-де-Франс. Нормандия, департаменты Кот-д"Ор, Об, Сена и Марна, Париж, Ивелин, Эсонн, Уаза, Верхняя Сона, Валь-де-Марн, Сен-Сен Дени, Эр, Приморская Сена, Кальвадос.

Способ питания: преимущественно дождевой (максимум - ноябрь-март, минимум - август-сентябрь).

Бассейн: Атлантический океан.
Исток: южная часть плато Лангр (на высоте 471 м), регион Бургундия.

Устье: бухта Сена, пролив Ла-Манш.

Крупнейшие притоки: левые - Йонна, Луэн, Эр, Риль, правые - Урс, Об, Марна, Уаза, Эр.

Крупнейшие города: Париж (крупнейший континентальный порт Франции) - 2 234 105чел. (2009 г.), морские порты Руан - 110 688 чел. (2009 г.) и Гаар - 177 259 чел. (2009 г.).

Цифры

Длина: 776 км.

Ширина: в Париже - 265 м, между городами Эльбеф и Руан - 680-780 м.

Средняя глубина в районе Парижа: 6,5 м.

Площадь бассейна: 78 650 км 2 .
Средний расход воды: у Парижа - 250 м 3 /с. в устье - 450-500 м 3 /с.

Климат и погода

От морского до умеренно-континентального.

Средняя температура января: +4.2°С.

Средняя температура июля: + 19,6°С.

Среднегодовое количество осадков: 640 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Уровень воды: самый высокий - в январе, самый низкий - в сентябре.

Экономика

Портовая индустрия.

Водоснабжение: городское и сельскохозяйственное.

Сфера услуг: туризм, транспорт (речное судоходство).

Достопримечательности

Город Париж

Мосты : Александра III, Альма, Инвалидов. Менял, Мирабо, Согласия, Луи-Филиппа, Пон-Неф (Новый мост), Сен-Мишель, Искусств, Карусель.
Острова : Сите: Дворец Правосудия и замок Кон-сьержери (с VI в.), Дворцовый бульвар, собор Нотр-Дам-де- Пари (1163-1330 гг.); Сен -Луи: (застройка 1614-1664 гг.) набережные Орлеанскаяи Бурбонов:дворцы Лозен, Ламбер, Шенизо; Лебединый: (сооружён в 1825 г. в качестве дамбы): уменьшенная копия статуи Свободы (11,5 м): Гран-Жатт изображен на шедевре Жоржа-Пьера Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт-. 1884-1886 гг.).
Левый берег : гора Святой Женевьевы, старые монастыри бенедиктинцев и кармелиток, набережная Латинского квартала, Сорбонна (с XIII в.), Валь-де-Грас (XIII в.), престижный университет Эколь Нормаль, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (с XII в.), аббатство Сен-Жермен-де-Пре [с XI-XII вв.); дворец Маза-рини (XVII а.) на набережной Конти, «Большие кафе», бульвар Монпарнас, катакомбы (длиной до 160 км), музеи Орсе и Бранли, Дом Инвалидов (1670-е гг.). и др. в Правый берег: мэрия в Отель-де-Виль (здание в Гревском порту с ХII в.). квартал Маре, дворец Карнавале (XVII в.), Лувр (с 1190 г.), Тюильри (с 1564 г.) и Ели-сейские поля (с 1616 г.). Центр Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду,
в Обиходе - «Бобур») и др.
Город-порт Руан : Руанский собор (1120-1200 гг.).
Город-порт Гавр : мост Нормандии (1995 г) в устье Сены между г. Гавр и г. Онфлер, послевоенная застройка по проекту Андре Перре, церконь Сен-Жозеф - памятник жертвам бомбежек 1944-1945 (1958 г,), церковь Нотр-Дам и аббатство Гравиль-Сенг-Онорин (XVI-XVIII вв).
Город Онфлер : старинная гавань, деревянная церковь св. Екатерины (XV в.).
Город Ле-Андели : старый район Большой Андели был романским городом, местом проживания франкских королей, культурным и религиозным центром: замок Шато-Гайар (XII в.) построен Ричардом Львиное сердце.
Город Труа : древнее поселение кельтов, 42 памятника культуры, большая часть сосредоточена в центральном районе, называемом «Пробка шампанского».
■ Руины аббатства Жюмьеж (основано в 654 г.).

Любопытные факты

■ При первых признаках наводнения в 2003 г боле 100 тыс. ценных предметов искусства были эвакуированы из подземных запасников музеев Парижа, что стало самой большой эвакуацией такого рода со времен Второй мировой войны.
■ Мост Нормандии - вантовый дорожный мост обшей длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м. высота пилонов 215 м. Строительство моста заняло почти семь лет, открыт в 1995 г. До 1999 г., когда его «Обогнал» мост в Токио, был самым длинным в мире.
■ Город Гавр был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны в ходе боев и бомбардировок. Впоследствии отстроен заново по проекту архитектора Андре Перре. Эти дома послужили образцом для массовой застройки в СССР при Хрущеве (известные всем «хрущевки»).