Собор св ангела в риме. Замок Святого Ангела в Риме: от империи до наших дней. Интерьеры и залы замка

В этом замке хоронили императоров, потом в нем жили римские папы. Художники и ученые узнали его как тюрьму. А однажды на крышу замка даже спустился ангел… Замок Святого Ангела был первоначально построен во втором столетии в качестве Мавзолея для Императора Адриана. Лишь спустя некоторое время его трансформировали в большой комплекс, где Папы Римские могли спасаться во время смутных времен.

Замок Святого Ангела на правом берегу реки Тибр имеет бурную историю, даже по стандартам Рима. В течение многих лет существования здание функционировало сначала как мавзолей, затем стало частью городской стены и позже было превращено в крепость, прежде чем стать папской резиденцией и наконец, бараками и военной тюрьмой. В настоящее время здесь располагается Национальный Музей. В 130 году н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких - подобно тому, как полутора столетиями раньше сделал это император Август. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио (по одному из имен императора - Публий Элий Адриан), соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Страстный путешественник и большой поклонник греческой культуры, Адриан проявил себя как незаурядный архитектор. И если приписываемое ему слухами авторство в проекте пантеона не доказано, то “параллельный мир гармонии и совершенства”, созданный на вилле Адриана вблизи Тиволи, несомненно является плодом творчества самого императора. Не исключено, что и строительство мавзолея было выполнено по его проекту. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 году останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 году.


На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI вв. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей. Замок Сант-Анджело был первоначально построен императором Адриан. Он служил мавзолеем для останков самого Адриана и его преемников, вплоть до Каракалла. Проект замка Святого Ангела был вдохновлен Мавзолеем Августуса, построенного веком ранее. Конструкция мавзолея началась в 123 году и закончилась в 139, во время господства преемника Адриана Антония Пия.


Свое нынешнее название - Замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме тогда свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Согласно легенде, папа Григорий Великий решил провести шествие через город, чтобы снискать милость Девы Марии. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась. Впечатление же от видения осталось настолько сильным, что замок навсегда остался Замком Святого Ангела. Фигуру ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше, на том самом месте. Затем ее перенесли в сад перед замком. Здание состояло из квадратной основы 89 метров шириной, на которой был построен цилиндрический барабан диаметром 64 метра. Барабан с колоннадой был покрыт глиняной лепкой и увенчан статуей Адриана, управляющего квадригой. Мавзолей был соединен с городом на другой стороне реки новым мостом Аврелия, теперь известным как мост Святого Ангела. Многочисленные статуи были добавлены позже, во время периода Барокко.


Мост Святого Ангела, украшенный скульптурами Бернини - главная переправа, по которой бесчисленные паломники с VII века попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. 10 статуй ангелов, выполненных Бернине в стиле барокко были воздвигнуты во время папы Климента 9-го. В период между 270 и 275 годами, во время конструкции Стены Аврелия, мавзолей был укреплен и соединился с защитной стеной Рима. Таким образом замок Святого Ангела медленно превращался в крепость, и в 1277 был передан Папству для убежища в случае опасности. Секретный коридор Пассетто ди Борджо соединяет замок Святого Ангела с Ватиканом. Коридор использовался Папой Римским Клементом VII и его швейцарской гвардией, чтобы спасись от армии Чарльза Бурбонского во время осады Рима в 1527.


Бронзовая скульптура, которую мы видим сегодня, увенчала Замок в 1753 году. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны. Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо) этой идеи столь четко не выражала: о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.


Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 г. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами Замок Святого Ангела был последним оплотом Папы Клемента VII. Помимо прочих в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся. Но даже в этой крепости понтифики старались окружить себя максимальной роскошью. Папские квартиры в замке Святого Ангела украшены многочисленными фресками. Под апартаментами располагаются несколько этажей, где размещены тюрьмы и даже пыточные камеры. Широкий коридор является частью исходного мавзолея и приводит к более низким уровням здания. Наверху крепости, рядом с панорамной террасой, находится статуя ангела, созданная фламандским скульптором восемнадцатого века Питером Вершаффельтом. Бронзовая статуя заменяет более раннюю, мраморную версию. Статуя изображает архангела Михаила, который согласно легенде появился на крепости в году 590 и чудодейственно закончил серьезную эпидемию, охватившую город Рим. После этого события здание было переименовано в замок Святого Ангела.

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали Замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.


Со временем некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против Папы. Среди узников Замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето, несчастное семейство Ченчи, ложно обвиненное в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком… Нельзя обойти вниманием того же Бенвенуто Челлини, которого вновь привела в этот замок судьба - на этот раз в качестве арестанта. В 1537 г. ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму Замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему, и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего - феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка “Христос воскресший”, который теперь является ценнейшим экспонатом музея. 27 декабря 1789 г. в карцер Замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г. Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX в.


Это, пожалуй, самая необычная, “нереальная” жизнь замка. Но ее значение трудно переоценить. Величественная громада Замка Святого Ангела, каменные стены которого помнят торжественные церемонии императорских погребений, мужество оборонявших крепость бойцов и стоны узников мрачной темницы, издавна служила источником вдохновения для людей искусства.


Сейчас бывшая мрачная тюрьма превратилась в подобие парка с аттракционами. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. Во рву окрестные жители выгуливают собак, на окружающих аллеях устраиваются благотворительные ярмарки, книжные выставки и прочие народные гулянья, а мост Сант-Анджело благополучно оккупирован веселыми продавцами с “Луи Вюиттоном” и “Гуччи” по 10Евро.


Замок Святого Ангела — монументальный памятник архитектуры, относящийся к периоду Древнего Рима. В разное время сооружение служило и крепостью, и папской резиденцией, и мавзолеем, и даже тюрьмой. Сегодня замок является Национальным музеем. Находится этот памятник архитектуры на берегу Тибра. В 10 минутах ходьбы от замка располагается еще одна значимая достопримечательность Рима — .

История замка Святого Ангела

Мавзолей Адриана

В 135-139 году н.э. на высоком берегу реки Тибр воздвигли Усыпальницу для императора Адриана Публия. В те времена правители заранее беспокоились о месте своего захоронения, выбирая локацию для собственной усыпальницы. Сооружение было выстроено в традиционной форме этрусского тумулуса — погребальная камера с насыпным верхом в виде купола. Каждая из сторон квадратного основания имела длину 84 метра. Цилиндр, установленный на основании имел высоту 20 метров, а в диаметре равнялся 64 метрам. На насыпном холме, сверху, установили статую бога Солнца — Гелиоса. К погребальной камере ведет галерея в виде спирали. Здесь хранились урны с прахом императоров, а также их семей — от Адриана Публия до Септимия Севера.

К слову, мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) был также построен по приказу Адриана. По мосту можно добраться к усыпальнице из центра Рима.

К 5 столетию мавзолей Адриана утратил свой лоск и постепенно превратился в военное укрепление. При нашествии готов часть статуй, урн с прахом и украшений были украдены.

Переименование мавзолея

По рассказам, в 590 году, когда по всей Европе свирепствовала чума, папа Григорий Великий увидел над мавзолеем архангела Михаила, который вложил свой меч в ножны. После этого страшная эпидемия отступила, в честь чего усыпальница стала называться “замком Святого Ангела”, а по-итальянски — Castel Sant"Angelo.

Также в связи с этими события на сооружение водрузили фигуру ангела, выполненную из дерева. В 14 столетии она была заменена мраморной, а еще через 100 лет создали скульптуру с бронзовыми крыльями, которую позже разрушила молния. Далее был бронзовый ангел — его переплавили на пушки. В 16 столетии скульптор Рафаэль да Монтелупо изготовил новую фигуру, которую позже перенесли во внутренний двор — с тех пор двор именуется Двориком Ангела. Сейчас мы видим над замком бронзового ангела — это работа выполнена в 1753 году Пьером Ван Вершафельтом.

Замок Святого Ангела: крепость и тюрьма

В Средних веках замок стал резиденцией для пап римских. Здесь понтифики скрывались от врагов и разгневанного народа. Во времена папы Николая III между Ватиканом и замком была построена тайная галерея — по этому переходу могла свободно проехать запряженная повозка. Таким образом замок стал неприступной крепостью. Когда в Рим вошли войска Карла V, здесь укрывался Климент VII.

Подземелья и нижний ярус сооружения на протяжении долгого времени использовались для тюрьмы. Здесь были заточены Галилей, граф Калиостро, Джордано Бруно, Помпонио Лето, Бенвенуто Челлини (его рисунок “Христос воскресший” на стене каземата сохранился до наших дней).

Тем, кто хочет прикоснуться к истории и проживать около замка Святого Ангела, можем рекомендовать .

Настоящее замка Святого Ангела: что внутри

Когда в 1871 году Рим стал столицей объединенного Итальянского государства, власти закрыли тюрьму. Некоторое время замок служил военным складом и казармами. К тому времени залы были в запущенном состоянии, на стенах не осталось фресок. Полковник Луиджи Дюран де ла Пенне и капитан Мариано Боргатти инициировали реставрацию замка, после которой здесь открыли военный музей. В самом начале 20 столетия он стал Национальным музеем.

Первый уровень замка

По круговому коридору попадаем во Двор обреченных — здесь проводили расстрелы тюремных узников. У входа в замок находится арка и лестница, ведущая к усыпальнице Адриана.

Второй уровень

Второй уровень замка Святого Ангела начинается с Зала урн, тут в нишах находятся урны с прахом Адриана и его семьи. Рядом расположен Зал правосудия, где узникам зачитывали их приговор, а также тюремные камеры. В ходе археологических раскопок на втором уровне были найдены помещения для хранения запасов масла, зерна и т.д. на случай осады крепости.

Третий уровень

Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.

Дворик Ангела

Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.

Четвертый уровень замка Святого Ангела

Здесь находится крытая галерея, где представлены скульптуры, археологические находки, лепнина, различные элементы декора. Дальше находятся залы с коллекциями оружия разных эпох, а также апартаменты Пия IV, лоджии Павла III и Юлия II.

На четвертом уровне находятся еще несколько интересных залов, заслуживающих внимания:

  • Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
  • Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
  • Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.

Пятый уровень

На этом уровне находится Комната казначейства, ее использовали для хранения архивов церкви и казны. В центре круглого зала расположены лари, а по периметру — 12 шкафов из орехового дерева. Дальше по коридору можно попасть в библиотеку, стены которой украшены фресками, изображающими жизнь императоров и католической церкви.

Шестой уровень

И, наконец, последний, шестой уровень замка Святого Ангела заканчивается маршрутом на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Рим. Слева можно увидеть Колокол осужденных, извещающий о казни узников. С террасы можно попасть в Зал флагов и Колонный зал.

Вид на Рим с террасы замка Святого Ангела

Информация для посетителей

Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma

Официальный сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it/

Цена на билеты:

  • полный — €14;
  • для граждан ЕС от 18 до 25 лет — €7.

*При проведении некоторых выставок стоимость может меняться.

Как добраться до замка Святого Ангела

На метро (линия А):

  • станция Лепанто или станция Оттавиано-Сан-Пьетро.

На автобусе:

  • линии 23, 40. 62, 271, 280, 982 — остановка Piazza Pia;
  • линия 49, 87, 926, 990 — остановка Piazza Cavour-stop;
  • линии 64, 46 — остановка Santo Spirito.

После осмотра замка Святого Ангела можно перейти к знакомству с архитектурой Капитолия , к проектированию которой был причастен сам Микеланджело.

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Строительство замка Святого Ангела началось в Риме еще в 135 г. За свою почти двухтысячелетнюю историю он неоднократно перестраивался и функционировал не только в качестве собственно замка, но также был гробницей, резиденцией пап, хранилищем и, разумеется, тюрьмой. В настоящее время в замке святого Ангела располагается Военно-исторический музей, в котором туристы смогут увидеть Секретный архив, Зал Сокровищ, папские апартаменты, лоджию Павла III, зал Климента VII, дворик Александра VI и многое другое - более 50 комнат, которые составляют настоящий лабиринт!

    Своё название здание получило в 590 году, когда во время чумы папе Григорию Великому привиделся на крыше архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это означало, что бушующему бедствию пришёл конец. Именно после этого крепость стала называться замком Святого Ангела.

    В 16 веке на вершине замка воздвигли мраморную статую архангела, позднее она была заменена бронзовым аналогом. Нынешний, кстати, уже шестой по счету - предыдущие пали жертвой молний и нехватки металла на оружие во время войн.

    Поднимаясь наверх к замку Святого Ангела, особое внимание стоит обратить на дыры в стенах - на самом деле это миниатюрные тюремнеые камеры, в которым людям, страдающим клаустрофобией, в свое время приходилось очень несладко. Известно, что сбежать из замка-тюрьмы удалось лишь одному человеку - Бенвенуто Челлини (золотых дел мастеру, скульптору, ювелиру и просто обаятельному авантюристу).

    Кастель Сант-Анжело

    Замок Святого Ангела располагается по адресу Lungotevere Castello, 50, добраться до него можно на метро (остановки Lepanto или Ottaviano-San Pietro), а также на автобусе. Стоимость входного билета 14 EUR (для взрослых). Музей работает ежедневно, с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18.30.

    Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

    Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) или Мавзолей Адриана (Mausoleum of Hadrian) является одним из самых популярных туристических мест Рима и славится своей богатой историей.

    На протяжении многих веков замок использовался для разных целей и выступал поочередно в качестве усыпальницы, крепости, военного бастиона, тюрьмы, музея.

    Вокруг замка всегда много туристов, как и в самом замке, а чтобы попасть внутрь, особенно в туристический сезон, придется постоять в очереди. Но это того стоит! Уникальная история знаменитого замка, которому уже более двух тысяч лет, множество мифов и легенд, старинная архитектура, великолепные залы и галереи…

    История замка Святого Ангела

    Изначально на месте замка была воздвигнута усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия (Publius Hadrianus) примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда был помещен прах императора Адриана с урнами его супруги Сабины и сына в 138 году.

    Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. На плоской крыше сооружения был устроен декоративный сад, в центральной части которого красовалась позолоченная квадрига. Для соединения центра Рима с мавзолеем через реку был возведен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo).

    Строительство мавзолея было завершено в 139 году уже при правлении Антонина Пия, а последнее захоронение в замке произошло в 217 году, когда умер император Каракалла.

    Военная крепость

    К 5 веку, во времена нападения варваров на Древний Рим, замок служил в качестве военной крепости для римских пап. После захвата крепости варварами, усыпальница императоров была разграблена и пришла в упадок. Значительная часть украшений из бронзы, скульптур и урн были украдены.

    Резиденция римских пап

    К 14 веку, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была полностью отреставрирована и приобрела статус замка Святого Ангела. Там, где раньше находились гробницы императоров, были размещены богато украшенные апартаменты для глав Ватикана. Таким образом, замок стал резиденцией римских пап.

    Во времена правления Николая III (Nicolaus III) замок был соединен с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) посредством коридора Пассето (Passetto di Borgo).

    Когда в 1527 году войска Карла V (Carolus V) вторглись в Рим, замок стал убежищем римского папы Климента VII (лат. Clemens VII). Позднее, на территории усыпальницы были устроены комфортные покои для римских пап на случай нового нападения.

    Тюрьма

    На нижних же этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно (Giordano Bruno), заточенному на 6 лет, и Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

    Таким образом, бывшая императорская усыпальница с течением веков превратилась в неприступный замок первых лиц Ватикана и самую строгую тюрьму для неугодных в Риме, тем самым провозглашая непревзойденную папскую власть.

    К слову сказать, тюрьма в замке Святого Ангела была действительно самой неприступной, из которой сбежать было невозможно. Это удалось единственному человеку, известному своим побегом из тюрьмы Сант-Анджело, — скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини.

    Современное время

    С 1901 года замок представляет собой военно-исторический музей (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo) и удивительнейший памятник архитектуры, обязательный для посещения всеми туристами в Риме.

    Архитектура

    Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана.

    А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.

    Фасад

    Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

    Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.

    В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.

    Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.

    Внутри

    Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

    А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

    Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

    В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

    Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

    Статуя архангела Михаила

    На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды.

    В последующем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.

    Мост Святого Ангела

    Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.

    Легенды

    Название замка Святого Ангела происходит от следующей легенды. Если верить приданиям, в 590 году папе Григорию Великому, в самый разгар эпидемии чумы, явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны, и тем самым символизирующий конец страшной болезни. Так замок получил имя Святого Ангела.

    На протяжении веков история замка была связана с тяжелыми судьбами мучеников, заточенных пожизненно в тюремных помещениях, которые располагались на его нижних этажах. Неудивительно, что здесь известно множество легенд про привидения и неприкаянные души узников, бродящих по замку и одноименному мосту в поисках покоя.

    Самой известной легендой является история о призраке женщины Беатриче Ченчи. Приговоренная к казне за убийство собственного отца, от ужасной жестокости которого она страдала, несчастная была обезглавлена 11 сентября 1599 года в возрасте 16 лет. Казнь происходила на площади перед замком, где теперь каждый год в ночь 11 сентября появляется ее призрак.

    Что посмотреть в замке

    Если вы думаете о том, идти внутрь замка или нет, то ответ очевиден — конечно, идти! Если даже вам придется постоять в очереди за билетом в летний сезон, то этого стоит.

    На территории замка хорошо сохранились папские апартаменты, многочисленные залы, в которых вершились исторические события, а также интересны коллекции оружия.

    Залы

    В замке сохранились папские апартаменты: залы Александра VI, Климента III, Климента VII, Климента VIII, комнаты Пия IV (Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II) работы Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), а также лоджии Павла III и Павла IV.

    В числе других сохранившихся помещений:

    • Библиотека Павла III и Секретный архив;
    • Сокровищница, в которой располагались богатства римских пап в 16 веке;
    • тройные комнаты: здесь когда-то находились апартаменты графа Калиостро;
    • коридор Помпеано, находящийся между залом Аполлона и библиотекой;
    • комната смотрителя замка времен 18 века;
    • зал Аполлона, служивший для проведения светских приемов;
    • капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano);
    • залы Адрианео и Гирлянд, украшенные фресками работы 16 века;
    • купальня Климента VII, оформленная знаменитым Джованни да Удине (Giovanni da Udine);
    • дворик Александра VI, в котором есть глубокий колодец;
    • дворик и часовня Льва X (Leone X).

    В зале Правосудия обратите внимание на пушки и ядра времен средневековья. Здесь находится часть фрески с изображением ангела. Именно в этом зале в 16 веке решалась судьба заключенных.

    Кроме того, примечателен зал Персея, украшенный сценами из легенды, а также зал Амура и Психеи, зал Паолины. Знамена итальянской пехоты в настоящее время хранятся в колонном зале, возведенном по приказу Бенедикта XIV.

    Если вы пройдете через круглый зал, то окажетесь на Террасе Ангела (Terrazzo dell’Angelo). Именно оттуда можно полюбоваться панорамным видом Ватикана и всего Рима.

    Другие помещения

    Прекрасна старинная спиралеобразная галерея эпохи императора Адриана, некогда служившая для прохода к гробницам императоров. Также интересна закрытая галерея, предназначавшаяся в средние века для прохода паломников к Папе Римскому.

    Кроме того, на территории замка стоит посмотреть Дворик Спасителя, рабочий кабинет Бонифация XI, часовню Святого распятия, где молились осужденные насмерть и внутренний дворик, служивший для проведения казней узников.

    Рядом с лоджией Павла IV располагаются тюремные помещения, которые современному человеку больше напоминают дыру в стене, нежели полноценную камеру.

    В замке находится военный арсенал, где представлена коллекция оружия с 15 по 20 век.

    Прогуливаясь по лабиринтам замка, вы как-будто переноситесь в прошлые века. А поднявшись на вершину замка – на его террасу — вы сможете полюбоваться захватывающим видом на современный город.

    Как добраться до замка Святого Ангела

    Замок Святого Ангела находится в парке Адриано (Parco Adriano). Его точный адрес: Lungotevere Castello, 50. Как доехать:

    • если вы решите добраться до замка на метро, то вам нужно выйти на станции Ottaviano-San Pietro или Lepanto (линия А);
    • на автобусах №№ 62, 40, 23, 271, 280 или 982 можно добраться до остановки Piazza Pia;
    • на автобусе № 34 до Via di Porta Castello;
    • на автобусах №№ 49, 87, 926, 990 до пересечения Via Crescenzio и Piazza Cavour.

    Часы работы замка и стоимость билета

    Часы работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 19.30.

    Стоимость билета по состоянию на 2019 год составляет:

    • 14 Евро для взрослого;
    • 7 Евро льготный билет.

    Для групп от 20 человек необходимо забронировать посещение, что обойдется в 1 Евро с каждого посетителя.

    Полезно знать: каждый месяц в первое воскресенье вход в замок бесплатный.

    Официальный сайт замка Святого Ангела www.castelsantangelo.com .

    Посетите также

    Выйдя из замка, вы сразу же попадаете на одноименный мост, на котором также всегда множество туристов, делающих фотографии и любующихся потрясающими видами набережной, Ватикана, замка…

    Обязательно пройдитесь по мосту, он хранит в себе много тайн, а история его возникновения не менее занимательна, чем история замка Святого Ангела.

    Экскурсии по Риму

    Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

    Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

    Замок Святого Ангела венчает, пожалуй, одна из самых красивых скульптур Вечного города – архангел Михаил, вкладывающий обнаженный меч в ножны.

    Сегодня я расскажу вам об удивительной истории этой достопримечательности Рима, ведь за долгие века своего существования замок успел побыть мавзолеем, папской резиденцией и тюрьмой, и, конечно, отдельная глава будет посвящена судьбе ангелов, что устанавливали на крыше крепости с шестого века нашей эры.

    МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА

    Начать стоит с напоминания о том, что изначально Замок Святого Ангела строился вовсе не для того, чтобы в нем кто-то жил. И не для обороны! Римский император Адриан, правивший во II веке нашей эры, начал возводить сооружение в 135 году совсем с иными целями. Правитель планировал, что это будет мавзолей, где упокоится его собственный прах, а также останки всех членов его семьи.

    Собственно, задуманное императором и было посмертно реализовано. Мавзолей достроил в 139 году его преемник Антонин Пий, и там покоились не только останки самого Адриана, но и его супруги Ливии, сестры Октавии и зятя Агриппы. Впоследствии круглый зал усыпальницы стал местом упокоения многих правителей Рима, последней тут была установлена погребальная урна императора Каракаллы – известного почитателя культа Изиды, что отошел в мир иной в 217 году.

    Если же говорить о внешнем виде мавзолея, то в античные времена он выглядел совсем иначе. Усыпальницу строили по образу и подобию этрусских гробниц тумулусов. Высота – 44 метра, внешние стены облицованы белым мрамором, наверху – насыпной холмик с кипарисами, символом вечной жизни: эти деревья часто сажали рядом с захоронениями, ведь своей формой они напоминают свечку, указывающую на небеса, и к тому же плодоносят круглый год.

    И уже тогда на самой высокой точке цилиндрической постройки красовалась гигантская скульптурная композиция. Разумеется, без ангелов. Мавзолей Адриана венчала квадрига – античная колесница, запряженная четверкой коней, – классический мотив в мировом искусстве. Такую же скульптурную группу мы можем увидеть на триумфальных арках, соборе Святого Марка в Венеции, да, зачем далеко ходить, она же красуется на фасаде Большого театра. Правда, правил четверкой коней, что была установлена на мавзолее, не покровитель муз Аполлон, а сам император Адриан, изображенный в образе бога солнца Сола (Гелиоса).

    КРЕПОСТЬ И ТЮРЬМА

    Не верьте тому, кто будет вам говорить, что мавзолей перестал использоваться по своему изначальному замыслу лишь в 410 году, когда Рим захватили вестготы, полностью разорившие некрополь и развеявшие прах императоров по ветру. На самом деле, еще император Аврелиан, правивший с 270 по 275 год, превратил здание усыпальницы в один из бастионов оборонительных стен, что по его приказу начали возводить вокруг Вечного города.

    Собственно, папы, окончательно обосновавшиеся в Замке позже, просто продолжили использовать сооружение в оборонительных целях: там они укрывались от норманов, сарацинов и ландскнехтов. С Ватиканом замок был соединен пассето – укрепленным коридором, по которому понтифики попадали внутрь крепости. Некоторые комнаты бывшего мавзолея, само собой, переоборудовали в темницы, ибо, если внутрь сооружения попасть сложно, то и выбраться из него – практически невозможно. Действительно, за долгую историю замка сбежать из него сумел лишь один узник – скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини.

    Кстати, после побега из тюрьмы Замка Святого Ангела он стал местной знаменитостью, а его бизнес, что называется, взлетел: украшения, созданные Челлини, начали продаваться по космическим ценам. К слову, камеры в замке были, как сейчас принято говорить, разных категорий. Обычные комнаты (из такой и бежал ювелир) и жуткие клетушки, находившиеся внутри вентиляционных труб. Самым же известным местным узником был, разумеется, Джордано Бруно, печальная судьба которого общеизвестна. Он томился в Замке Святого Ангела 6 месяцев.

    ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ

    Был ли Замок официальной резиденцией пап? Да, но после Александра VI Борджиа, понтифики селились в его покоях неохотно. Говорили, что не пристало им жить там, где в прошлом царил разврат: можно подумать, сами они праведниками были! Тем не менее, как к личности папы Борджиа не относись, но именно он привел Замок Святого Ангела в приличный вид. Приказал расписать его стены и потолки, провести капитальный ремонт в папских апартаментах, обустроить двор для театральных представлений, а заодно оборудовать место для пыток и казней, там же во дворе.

    Словом, к концу XV века крепость выглядела уже прилично, почти как сегодня. Столь трепетное отношения к Замку Святого Ангела со стороны папы Борджиа объяснялось просто: понтифику и его многочисленному семейству смерти желали буквально все, где же еще они почувствовать себя хотя бы в относительной безопасности? Да, и Ватикан с Собором Святого Петра то время еще строились, хотя богусложения там уже проводились.

    О СТАТУИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КРЫШЕ ЗАМКА

    Легенда гласит, что первым на вершине крепости архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны, увидел папа римский Григорий Великий. И была эта не статуя вовсе, а знамение, означающее – эпидемии моровой чумы, что бушевала в Риме в 590 году, пришел конец. Так замок и получил свое нынешнее имя, а на его вершине появился первый ангел, сделанный из дерева. Затем его заменили на мраморное изваяние, которое было разрушено в 1379 году во время очередной осады крепости.

    Но папы – люди упорные, они не сдались и в 1453 году снова установили на вершине замка статую ангела. Опять мраморную, но оснащенную бронзовыми крыльями. Простояла новая скульптура по историческим меркам совсем недолго. В 1497 году в замок попала молния, взорвавшая пороховой запас, и ангел пал жертвой стихии. В данном происшествии можно было усмотреть дурной знак, и его усмотрели! Ведь престол святого Петра в то время занимал злодей-прелюбодей папа Борджия, словом, и без того низкие рейтинги понтифика после описанной выше досадной истории окончательно ушли в страшный минус.

    Новый ангел на крыше замка стал уже бронзовым, причем металл дополнительно позолотили, но и эта скульптура просуществовала недолго. В 1527 году ее расплавили дабы получить металл для пушек. Как говорится, все для победы. Затем папы решили вернуться к первоначальному плану и установили на крыше замка мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Статую создал скульптор Рафаэль де Монтелупо, и его Михаил был лишь одним из целого выводка ему подобных: по приказу папы Павла III Рафаэль изготовил 14 ангелов для замка, которые в XVII веке были заменены на скульптуры авторства Бернини.

    Впрочем, судьба к пятому ангела оказалась милостива. Его просто перенесли во двор крепости, где он и стоит до сих пор. И лишь в середине XVIII века на крыше Замка Святого Ангела появилось красивейшее бронзовое изваяние авторства Питера Антон фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) – скульптора, родом из города Гент (Фландрия), который с 1731 года работал в Риме. Причина, по которой старую статую решили заменить на новую – проста и банальна: наружные повреждения скульптуры.

    Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]