Сверхмалая военная подлодка ссср проекта 865 пиранья. Сверхмалые подводные лодки «Пиранья. История проектирования и строительства

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритные средства навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.


Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебряно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.


Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглощающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным « » подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.


Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Тип состоял на вооружении флота с 1990 года по 1999 год. Всего было построено две подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года .

Во второй половине 1970-х годов командование ВМФ СССР выдало ленинградскому Специальному морскому бюро машиностроения «Малахит » техническое задание на проектирование первого проекта советской сверхмалой подводной лодки. ТТЗ определяло, что такая лодка предназначается для использования на морском театре с обширной мелководной акваторией шельфа , в диапазоне глубин от 10 до 200 метров . Подлодка должна была решать задачи противодействия противнику и вести разведку. Для обеспечения этих задач на лодке следовало разместить соответствующее радиоэлектронное вооружение, минно-торпедное оружие, а также водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. По ТТЗ водоизмещение подводной лодки не должно было превышать 80 тонн .

Главным конструктором проекта 865 был назначен Л. В. Чернопятов, которого в 1984 году сменил Ю. К. Минеев. Так как более ранние наработки Остехбюро по сверхмалым ПЛ были засекречены и прочно забыты, вновь потребовалось начинать проектирование «с нуля». В ходе проектирования ПЛ проекта 865 был выполнен значительный объём опытных работ, модельных и натурных испытаний, экспериментов по отдельным конструкциям, устройствам и технологическим процессам .

Закладка опытной подводной лодки состоялась на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года. Её габариты составляли: длина 28,2 метра, ширина 4,7 метра, средняя осадка 3,9 метра, водоизмещение надводное - 218 тонн .

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость достигала 6,7 узлов , надводная - 6 узлов. Дальность плавания под водой экономичным ходом (4 узла) достигала 260 миль , в надводном положении - 1000 миль .

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ , шахта выдвижного устройства комплекса РЛС . Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру . На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов .

От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключённой от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт , гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы , вентиляторы , компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля .

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ , либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса .

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперёд по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины . Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов . Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию , а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок .

20 августа 1986 года опытная лодка, получившая тактический номер МС-520, была спущена на воду. Затем на протяжении 2 лет она проходила заводские и государственные испытания, которые завершились лишь в декабре 1988 года. С 1989 года МС-520 находилась в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок. Выходы подлодки в море были сопряжены с трудностями, а боевая подготовка оказалась весьма сложной . В испытаниях подводной лодки участвовал гидронавт -испытатель А. И. Ватагин , которому впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза .

В марте 1999 года обе подводные лодки проекта 865 «Пиранья» были отбуксированы в Кронштадт для разделки на металлолом, прослужив менее десяти лет. Причин для досрочного вывода ПЛ из боевого состава флота было много: недостаток финансирования, мнение ряда флотских специалистов о ненужности таких кораблей, а также явные недостатки проекта (слишком большое водоизмещение и трудности эксплуатации)

" написал статью про сверхмалую подводную лодку проекта 865 "Пиранья".

В середине 70-х командование ВМФ было озабочено отсутствием в составе флота малых подводных лодок, которые можно было бы использовать в целях разведки и противодействия. Поэтому в 1976 году конструкторскому бюро «Малахит» было выдано задание на проектирование сверхмалой подводной лодки. Проект определял, что такая подлодка предназначена для использования в районах мелководья на глубинах от 10 до 200 метров, где сможет решать диверсионные задачи в целях противодействия противнику, а также вести разведку. На ней необходимо было разместить водолазный комплекс для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров, радиоэлектронное и минно-торпедное вооружение.

Проектные работы начались за несколько лет до получения технического задания в 1974 году под руководством конструктора Сергея Михайловича Бавилина, а с 1976 года осуществлялись главным конструктором Львом Владимировичем Чернопятовым, затем, с 1984 года, Юрием Константиновичем Минеевым. Особенностями будущей подводной лодки проекта 865 «Пиранья» являлись: титановый корпус; забортный комплекс для хранения, доставки и использования водолазного снаряжения, а также минного и торпедного оружия; как малогабаритное оборудование, так и механическое; высокая степень автоматизации.

Закладка первой опытовой субмарины МС-520 проекта 865 «Пиранья» состоялась на Ленинградском адмиралтейском объединении в июле 1984 года. По конструкции — двухкорпусный корабль с развитой надстройкой, в которой размещено оружие и специальное водолазное оборудование. Длина — 28,2 м, ширина 4,7 м. Для маневренности на малых скоростях и на мелководье был предусмотрен движительный комплекс с винтом в поворотной насадке.


  • Водоизмещение нормальное — 220 т, подводное — 320 т,

  • глубина погружения — 200 м,

  • скорость хода подводная — 6,5 узлов,

  • вооружение составляло 2 забортных пусковых устройства калибром 537 мм для пуска торпед или мин.

В 1987 году была заложена вторая подлодка МС-521, а в 1988-м флот получил головную подводную лодку МС-520. В 1990 году флоту передали вторую подлодку.

Экипаж подводной лодки состоял из 3 человек: командир, он же штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Также на борту располагалась диверсионная группа из 6 человек. Для проведения специальных операций по высадке и приему водолазов-диверсантов был предусмотрен водолазный комплекс, в который входила располагающаяся в носовой части шлюзовая камера. Необходимое для водолазов оборудование хранилось в двух контейнерах, расположенных в надстройке. Находясь снаружи, водолазы могли использовать подаваемую с нее по проводам электроэнергию и пополнять запас газовых смесей для дыхания.

Обе субмарины хорошо показали себя во время испытаний и в первые годы эксплуатации флотом. Но, к сожалению, они не прослужили и 10 лет. В 1998-м первая, а в 2001-м — вторая, эти уникальные малые подводные лодки были выведены из состава флота и утилизированы в Кронштадте.

Причин вывода было несколько: сложность эксплуатации, так как, в силу своей специфики, выходы в море были сопряжены с определенными трудностями и мнение ряда высших флотских чинов о ненужности сверхмалых субмарин. И, конечно, главная причина — отсутствие финансирования.

Стоит добавить, что одновременно со строительством подводных лодок проекта 865 велись работы по созданию сверхмалой подводной лодки проекта 8652 (Пиранья-2) с энергетической установкой, в которой используется электрохимический генератор. Технический проект был утвержден в 1991 году, однако дальнейшие работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. «Малахит» до сих пор продвигает эту лодку на международном рынке. К настоящему времени удалось довести водоизмещение до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек.

Малая специальная подводная лодка ("МС"). ТТЗ ВМФ СССР на создание специальной малой ПЛ было выдано КБ "Малахит" в 1976 г. (главный конструктор - Л.В.Чернопятов, позже - Ю.К.Минеев). В 1984 г. главным конструктором проекта назначен Ю.К.Минеев и 15 июля 1984 г. на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение" заложена головная ПЛ МС-520 (спущена на воду 20 августа 1986 г.). Вторая ПЛ МС-521 заложена там же 1 декабря 1987 г. Заводские ходовые и позже государственные испытания ПЛ производились на Балтике с базированием ПЛ в Палдиски (Эстония). Первая ПЛ МС-520 принята ВМФ для проведения годичной опытной эксплуатации 30 декабря 1988 г., вторая - 25 декабря 1990 г. Базирование - Лиепая, Балтийский флот. Лодки выведены из состава ВМФ в 1999 г., но еще в 1998 г. в одном из цехов Кронштадского морского завода разрезаны на металл.

ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS на испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Вывод ПЛ МС-520 пр.865 "Пиранья" - LOSOS из цеха "Ленинградского адмиралтейского объединения" и спуск на воду краном "Демаг" с использованием специальной балки (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

ПЛ пр.865 "Пиранья" LOSOS

Назначение ПЛ - лодка предназначена для решения разнообразных задач противодействия противнику в условиях мелководного шельфа на глубинах от 10 до 200 м, проведение мероприятий в обеспечение и во взаимодействии с водолазами и боевыми плавцами на глубинах до 60 м, разведка, диверсии.

Конструкция ПЛ - двухкорпусная. Материал прочного корпуса - титановый сплав. Сборочно-сварочные работы по формировани прочного корпуса велись в одном из пролетов цеха №9 "Адмиралтейских верфей". Тут же монтировались цистерны главного балласта, изготовленные заводом "Пелла" из стеклопластика. Так же велся монтаж легкого корпуса и ограждения входного люка из стеклопластика. Испытания прочного корпуса проводились внутренним гидравлическим давлением. После испытания корпус разрезался на две части для монтажа оборудования. Спуск лодки на воду осуществлялся плавкраном "Демаг" с использованием специально спроектированной балки и штатных штоков спасательного устройства ШУ-200.

Двигатели : полное электродвижение

1 х дизель-генератор мощностью 220 л.с.

1 х гребной электродвигатель мощностью 82 л.с.

Движитель - 1 вал и 1 винт фиксированного шага в поворотной кольцевой насадке.

Энергетика - стандартно - свинцово-кислотные; либо более ёмкие серебряно-цинковые аккумуляторы (ёмкость батарей 1200 киловольт - так в источнике - дипшторм.ру ).

ТТХ подводной лодки :

Экипаж - 3 офицера + диверсионно-разведывательная группа (до 6 чел)

Длина - 28.2 м

Ширина - 4.7 м

Осадка - 3.9 м

Водоизмещение надводное - 218 тонн

Водоизмещение подводное полное - 390 тонн ("Оружие России")

Масса топлива - 6500 кг

Скорость надводного хода - 6.43 уз

Скорость подводного хода - 6.65 уз

Скорость экономического подводного хода - 4 уз

Дальность хода надводная - 1450 миль

Дальность хода в режиме РДП - 1000 миль

Дальность хода подводная (серебряно-цинковые аккумуляторы) - 250-260 миль

Дальность хода подводная (свинцово-кислотные аккумуляторы) - 134 мили

Глубина погружения - 200 м

Автономность - 10 суток

Вооружение :

2 х устройства минной постановки-торпедных аппарата

Боезапас - 2 мины ПМТ или 4 донным мины большой мощности или 2 торпеды "Латуш" (пуск за счет двигателя торпед)

2 х наружных контейнера для груза (4 буксировщика водолазов типа "Протон" или 2 транспортных средства водолазов "Сирена-У")

Так же есть шлюзовая камера, комплект водолазного снаряжения для работы боевых пловцов (с возможностью пополнения запасов дыхательной смеси снаружи ПЛ).

Главный конструктор проекта Ю.К.Минеев.

Это непростые субмарины. Многие из них к ВМФ России не имеют никакого отношения. Они привлекаются для специальных операций бывшего КГБ СССР.

В июне 1988 года в проливе Зунд под самым своим носом шведы обнаружили лежавшую на дне маленькую подводную лодку, ее длина не превышала 30 метров. Корабль, засекший лодку сонаром, вызвал противолодочные вертолеты и, поскольку дело было в территориальных водах Швеции, сразу же началась атака глубинными бомбами. Задерганным бесконечными нарушениями своих морских границ шведам даже было все равно – натовская это или советская ПЛ.

После того, как взорвались первые бомбы, на поверхности забурлили пузыри воздуха, и атакующие поняли, что лодка со дна поднялась. Бомбежка продолжалась еще некоторое время, потом пустили на дно водолазов. Совсем рядом с воронками от глубинных бомб на грунте они увидели отпечаток киля лежавшей там субмарины.

По мнению экспертов, взрывы были очень близко и не могли не повредить корпус лодки.

Вскоре неподалеку в нейтральных водах появился советский спасательный буксир: шведы зацепили лодку основательно.

Маленькие советские субмарины досаждали не только шведам, которые обнаруживали их даже в бухте Стокгольма. Американцы видели их прямо в акватории своей базы Субик-бэй на Филиппинах, сталкивались с ними и норвежцы, и японцы.

Раньше информации о таких лодка-малютках ни у кого не было, и охотиться за ними было чрезвычайно трудно – практически невозможно. Теперь – другое дело. В торговом раже Минобороны России раскрыло все секреты потенциальным покупателям и противникам. Даром. Не грех теперь и нашему читателю немного рассказать про бывшие военные тайны.

История советских сверхмалых лодок для разведывательных и диверсионных операций восходит к 1955 году, когда 29 октября в 1 час 30 минут от страшного взрыва в севастопольской бухте перевернулся и затонул линкор «Новороссийск» и погибло шестьсот моряков.

Наиболее вероятной причиной взрыва представляется диверсия итальянских боевых пловцов, доставленных на внутренний рейд Севастополя сверхмалой подводной лодкой SX фирмы «Cos.mo.s.».


Малая ПЛ 3 ранга «Пиранья» на ходовых испытаниях.



Компоновочная схема сверхмалой ДЭПЛ «Пиранья».


Несмотря на мизерные размеры, аналогичные ПЛ во время 2-й мировой войны, «натворили» немало: итальянские водители человеко-торпед подорвали в порту Александрии два английских линкора, «Куин Элизабет» и «Вэлиент»; английские боевые пловцы в ответ отправили на дно сначала легкий крейсер «Тройано», потом тяжелый крейсер «Больцано».

Англичане лейтенанты Плейс и Кэмерон на сверхмалых субмаринах «Х6» и «Х7» прорвались через стальные сети, окружавшие линкор «Тирпиц» и двумя зарядами продолжили дело командира советской подлодки «К- 21» Лунина, попавшего торпедой перед тем в главный фашистский линкор – проломили ему корпус в двух местах, да так, что корабль водоизмещением 40000 тонн подбросило из воды на два метра! Потом «Тирпиц», совершенно неподвижную мишень, добили английские бомбардировщики.

Английская сверхмалая «ХЕ-3» под командованием Фрейзера в Сингапуре скрытно подошла под днище японского тяжелого крейсера «Токао», и водолаз Мэгенис установил на днище шесть присасывающихся мин. Лодка «ХЕ-1» под руководством Смарта также опустила свои заряды рядом с крейсером. После взрывов, потопивших корабль, обе субмарины вышли к своим буксировщикам и вернулись в базу.

Отомстившая за оскорбление итальянского флота («Новороссийск» был флагманским линкором «Джулио Чезаре» и передан СССР как трофей) минилодка «Космос» несла две человекоуправляемые торпеды длиной 7 метров и массой 2,4 т, глубиной погружения до 60 метров. Они управлялись двумя диверсантами, имели радиус действия 50 миль при скорости 3,3 узла и несли заряды с 270 кг взрывчатого вещества и 8 небольших добавочных зарядов. Водители размещались на торпеде под прозрачным колпаком.

Сама ПЛ двигалась на поверхности или под шноркелем (устройство для работы дизеля под водой) с дизелем мощностью 300 л.с., а под водой – на электромоторе. Пять человек экипажа и восемь подводных диверсантов. После 1955 года итальянская фирма «Космос» продала 70 таких субмарин. Местопребывание их сохраняется в тайне. Известно только, что две из них приобретены Колумбией и 12 – Пакистаном.

Организатор и вдохновитель итальянских морских диверсантов князь Боргезе, человек, помышлявший занять место Муссолини, поклялся отомстить советскому флоту, и свидетельства, это подтверждающие, имеются.

Главное из них, на мой взгляд то, что Советский ВМФ заказал отечественным конструкторам сверхмалые подводные лодки.

Боргезе после войны стал лидером неофашистов, готовил в декабре 1970 года государственный переворот, но заговор был раскрыт и «черному» князю пришлось бежать в Испанию под покровительство диктатора Франко, где он и умер в возрасте 68 лет в 1974 году.

Его похороны в усыпальнице рода Боргезе вылились в крупнейшую неофашистскую демонстрацию. Его жена, русская графиня Дарья Олсуфьева на письмо известного исследователя Б.Коржавина с просьбой рассказать о роли князя Боргезе в катастрофе «Новороссийска», промолчала. Молчание – знак согласия?

Наши боевые пловцы также не лыком шиты. В 1953 году в Лондон с дружественным визитом прибыл советский крейсер «Свердлов» и при швартовке продемонстрировал восхитительные маневренные качества.

Командир английских подводных диверсантов, опытнейший капитан 3-го ранга Крэбб стал жертвой авантюрной попытки обследовать обводы подводной части корпуса и винты нашего корабля.

Его труп в разорванном легководолазном костюме был обнаружен в Темзе недалеко от берега.

Официальная версия – попал под винты крейсера при утреннем проворачивании механизмов…

На выставке вооружений в Абу-Даби чертежи и макет сверхмалой подлодки «Пиранья» вызвали настоящий фурор. Таких лодок в мире нет.

Ее силуэт напоминает контуры ПЛАРБ проекта 667Б («Дельта-1»), только в гаргроте за рубкой не баллистические ракеты, стоящие вертикально, а горизонтально расположенные торпедные аппараты. Она действительно самая малая, «ихние» малые – в шесть раз больше.

Что-либо подобное «Пиранье» немцы сделают, может быть, к 2000 году (проект ТР-300), а итальянцы (S300 СС) – через 10 лет.

У «Пираньи» больше, чем у кого бы то ни было в мире, оружия на тонну веса: мины, торпеды, диверсанты – на войне один диверсант способен сделать больше, чем дивизия.

Над «Пираньей» в «Малахите» стали работать в начале 70-х. Раньше делали великие лодки для великой страны – «малышки» шли вторым номером. Но денег хватало на все. И хоть звезды и премии вручали тем, кто строил «монстров», коллектив, возглавляемый Юрием Константиновичем Минеевым, решил уникальную задачу.

В 1988 году «Пиранью» сдавали Военно-Морскому Флоту – действующий образец. Испытания проходили на Балтике. Конструкторы вспоминают, как недоверчиво смотрел на «недомерка» главный специалист-механик Лиепайской военно-морской базы. Однако после ходовых испытаний заявил, что «интересней лодки еще не видел».

Сегодня две такие ПЛ стоят на приколе в Кронштадте, практически не отходя от причальной стенки: на Бал- тфлоте, как в захудалом колхозе, нет «горючки».

Третью «Пиранью» будут строить для Швеции на продажу. От наших моряков заказа не будет: за последний год-два в России не заложено на верфях ни одного боевого корабля – впервые со времен Петра Великого.

«Пиранья» незаменима для ведения боевых действий во внутренних морях. Балтику, Черное, Красное моря она способна пересекать вдоль и поперек. Уникальные технологии сделали ее почти бесшумной. У «Пираньи» нет магнитного поля – ее не «берут» мины.

Группа главного конструктора Минеева не теряет надежды построить малую ПЛ нового поколения «Пи- ранья-2». Но у России до сих пор нет военной доктрины, а у «Малахита» – денег.

Проект практически готов, но в него вносят все новые и новые «интересности», дорабатывают, улучшают. На что надеются?


ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

* Всего «Тритонов» 30 единиц: В-483…В-490, В-520…В-543. Главный конструктор Ю.К. Минеев (ЦК5-16 «Малахит»), Строились на ЛАО в Нижнем Новгороде.