Удельный парк снова под угрозой. «Семерка» задерживается Между тем действующим генпланом уже исключена из парка территория вдоль железной дороги, где изначально планировали провести трассу, - а значит, ничто не мешает там ее и спроектировать и проложить,

В ходе публичных слушаний по внесению поправок в Правила землепользования и застройки, которые прошли сегодня в администрации Выборгского района, была поднята тема строительства магистрали №7, или «семерки», которая в актуальной градостроительной документации «проходит» через Удельный парк.

«Многократные обещания, что власти найдут вариант для сохранения парка, вдруг оказываются пустыми словами», - заявила одна из жительниц района, добавив, что магистраль уже начали проектировать.

«Вопрос «семерки» - это не вопрос ближайшего будущего. Вопрос возможности ее строительства будет реально рассматриваться в 2019 году при комплексной актуализации Генплана на долгосрочную перспективу, - заявил на это начальник отдела Генплана Управления градостроительной политики КГА Александр Мюльберг. - Ни о каком проектировании даже приблизительно речи не идет. Комплексная транспортная схема подразумевает решение вопроса «семерки» в районе 2048 года и не ранее. До этого момента не будет разрабатываться даже проектная документация. Поэтому говорить сейчас об уничтожении Удельного парка ради строительства - просто бессмысленно. У нас достаточно времени для проработки этого вопроса». Г-н Мюльберг также напомнил, что в прошлом году вице-губернатор Игорь Албин высказал идею «спуска» магистрали под землю. Правда, полноценного проекта тоннеля не представил.

Напомним, что план проложить магистраль №7 с трассировкой через Удельный парк появился еще в 60-е годы прошлого века. Предположительно, магистраль будет радиальной, пройдет от будущего моста через Неву в створе Арсенальной улицы и закончится в районе развязки КАД и проспекта Энгельса, создав дополнительный выезд на Приозерское шоссе. В последние годы в городе периодически активизируется протестная кампания против этой дороги. Граждане требуют пересмотреть ее траекторию или вовсе отказаться от проекта (с вводом КАД и ЗСД необходимость в магистрали отпала, считают некоторые горожане). В то же время объективных предпосылок для беспокойства у людей не так и много. Очевидно, что городу сейчас не под силу такой серьезный проект - и с точки зрения финансов, и в смысле противостояния с общественностью.

В соответствии с графиком , 28 мая в здании Администрации Приморского района города Санкт-Петербурга состоялись публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга . Пришедшие на публичные слушания жителями особенно были взволнованы наличием в Генплане так называемой Магистрали №7. Вот она на фрагменте карты Санкт-Петербурга (оранжевая линия с севера до Арсенальной набережной).

Магистраль №7 планируется как магистраль непрерывного движения. Если посмотреть на карту Санкт-Петербурга, то она проходит в основном вдоль Выборгского направления Октябрьской железной дороги и дальше через промзону выходит на Арсенальную набережную. Т.е. фактически это радиальная дорога непрерывного движения. Этим она напоминает московские вылетные магистрали, которые отлично стоят в пробках, несмотря на ширину проезжей части (особенно это касается бессветофорной Ленинградки). Но это ещё полбеды. Главная проблема состоит в том, что эта магистраль, истоки которой лежат аж в середине XX века, разрезает многострадальный Удельный парк и проходит в опасной близости от комплекса Суздальских озёр. Именно это больше всего волнует жителей города. Удельный парк - и так один из немногих зелёных уголков Приморского района города. И так его "пощипали" торговыми центрами и жилыми комплексами. Дорога его окончательно убьёт. Причём транспортную проблему эта дорога не решит, а более того - отрежет Выборгский и Приморский районы друг от друга, наверняка усложнив пешеходное сообщение.

На слушаниях по Генеральному плану я высказал своё мнение по этому поводу. Тем более что Юрий Константинович Бакей сказал, что дорога нужна для того, чтобы по ней ездили люди. Зацепившись за эту фразу, я предложил интенсифицировать использование общественного транспорта в направлении, образованном Выборгским шоссе, проспектом Энгельса, Большим Сампсониевским проспектом, Лесным проспектом и улицей Академика Лебедева. По этим улицам уже существует трамвайная инфраструктура, а автобусная - тем более. Поскольку задача стоит перевозить в первую очередь людей - можно сделать отличный общественный транспорт. Последовал логичный ответ, что у нас есть Центр транспортного планирования, что по итогам анализа Генплана будет создана Комплексная транспортная схема. Я всё понимаю, но транспортные специалисты давно пришли к выводу, что надо сперва научиться максимально использовать существующую улично-дорожную сеть, а её развитие - вторично, пусть и важно.

Описанный транспортный коридор сложный, нужны специалисты-транспортники для проведения соответствующих работ. Не хотел я по этому коридору сейчас высказываться, но пришлось и, возможно, придётся в будущем. Коридор выглядит перспективным, почти не дублируется метрополитеном, а пробки как минимум в час-пик показывают высокий транспортный спрос. Так что есть над чем призадуматься.

Что делать сейчас?

Необходимо убрать Магистраль №7 из Генплана. Однако Бакей сказал, дескать, нельзя предложить просто её убрать. Хорошо, я переформулирую предложение: "Исключить Магистраль №7 в существующей трассировке из Генерального плана Санкт-Петербурга".

В итоге я решил направить обращение в Администрацию Приморского района, как о том говорили на публичных слушаниях.

Главе Администрации Приморского района
Цеду Николаю Григорьевичу
От жителя Приморского района г. Санкт-Петербурга
Смирнова Дмитрия Вячеславовича
Адрес электронной почты: [email protected]

О Магистрали №7

Уважаемый Николай Григорьевич!

28.05.2014 в здании Администрации Приморского района города Санкт-Петербурга состоялись публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, на которых я присутствовал. В рамках публичных слушаний поднималось обсуждение строительства Магистрали №7 по предлагаемой Генеральным планом трассировке. Присутствовавшими на публичных слушаниях жителями города было выражено негативное мнение о предлагаемой трассировке Магистрали №7.

Основной причиной тому является ожидаемое ухудшение экологической ситуации и городской среды в Удельном парке и в районе Суздальских озёр - а это зоны, которые используются горожанами для отдыха. Помимо этого отмечается, что Магистраль №7 не решит проблемы пробок, при этом сама станет источником заторов ввиду радиальной трассировки и соответствующего высокого спроса на автомобильные поездки в данном направлении.

Дополнительно хотел бы отметить, что в направлении, близком к направлению Магистрали №7, возможна организация перевозок общественным транспортом:
1. По Выборгскому направлению Октябрьской железной дороги. Перевозки могут осуществляться пригородным железнодорожным транспортом. Ряд организационных мер поможет увеличить привлекательность железнодорожных поездок по данному участку и улучшить транспортное обслуживание проживающего рядом населения.
2. По Выборгскому шоссе, проспекту Энгельса, Большому Сампсониевскому проспекту, Лесному проспекту, улице Академика Лебедева. Перевозки могут осуществляться трамваями и автобусами, соответствующая инфраструктура уже имеется, при этом необходимо обособление движения городского пассажирского транспорта общего пользования от автомобильного потока и интенсификация его использования.
Вышеописанные предложения помогут улучшить транспортное обслуживание населения по рассматриваемому направлению, не нанеся при этом вреда экологии и городской среде.

В связи с вышеизложенным, прошу:
1. Исключить Магистраль №7 в существующей трассировке из Генерального плана Санкт-Петербурга.
2. Зону У, выделенную для строительства Магистрали №7 и проходящую по территории Удельного парка, заменить на зону Р4.
3. Вынести на обсуждение ответственными лицами возможность организации пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования в соответствии с вышеизложенными предложениями.

Прошу включить мои предложения и замечания в протокол и заключение по итогам публичных слушаний, и прошу направить мне копию протокола и заключения по итогам слушаний на электронный адрес: [email protected]

Приложение на 1 листе.

Если хотите помочь - напишите обращение и Вы, хотя бы в электронную приёмную . Желающие могут принести заявления в письменном виде по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83. Приносите в двух экземплярах: один отдадите, другой оставите себе с отметкой о передаче в качестве доказательства отправки обращения.

Сейчас главная задача - не допустить прохождения магистрали через рекреационные зоны. С транспортом будут разбираться уже после утверждения поправок к Генплану, так что можете об этом не писать, если не хотите. Наше мнение учитывают в течение четырёх рабочих дней после окончания слушаний . Можно писать не в Администрацию по месту жительства, а в любую другую районную администрацию Санкт-Петербурга, но крайне желательно уложиться в четырёхдневный срок. Если Вы были участником слушаний - укажите это в письме.

Расскажите Вашим друзьям. Пусть ознакомятся с намерением властей. Возможно, они захотят присоединиться.

UPD 01.06.2014 : прошу неравнодушных граждан подписать петицию . Это просто.

Алексей Ерков, главный экономист Института территориального развития, в интервью корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» рассказал о транспортных и экономических предпосылках создания магистрали непрерывного движения М-7 из центра Петербурга в северные районы города.

– Какова, на ваш взгляд, ситуация с транспортным обеспечением границы территорий двух районов – Выборгского и Приморского, где согласно Генеральному плану Петер­бурга должна пройти М-7? Необ­ходима ли новая автодорога непрерывного движения в этой локации?

– Развитие улично-дорожной сети (УДС) в границах рассматриваемой территории неравномерно. Это связано с тем, что мелкая сеть узких дорог в районах дачной застройки начала ХХ века граничит с районами советской типовой застройки с ее широкими улицами и проспектами. В результате возникает ситуация, когда интенсивные потоки с широких проспектов проходят через не предназначенную для них исторически сложившуюся УДС. Ситуация осложняется наличием железнодорожной линии с интенсивным движением поездов, разделяющей Приморский и Выборгский районы.

На этом фоне пр. Энгельса является наиболее прямым путем для движения в северо-западном и северном направлении. В районе станции метро «Озерки» сходятся весьма интенсивные потоки с Выборгского и Новоприозерского шоссе, создавая концентрацию транспорта в районе Поклонной горы. При этом в направлении запад – восток прямые транспортные связи почти отсутствуют.

Таким образом, можно сказать, на границе Выборгского и Приморского районов основная проблема – это неравномерность УДС. Улучшить ситуацию призвано строительство Суздальского шоссе с путепроводом через железнодорожную линию и строительство путепровода на Поклонногор­ской ул. В соответствии с Генеральным планом в версии от 2005 года предполагалось соединение Парашютной ул. и Манчес­терской ул. через Удельный пр. Однако позже западная часть Удель­ного пр. была полностью застроена жилыми домами, а в Генеральный план были внесены изменения.

В принципе, дублирование пр. Энгельса магистралью с непрерывным движением должно его разгрузить. При этом стоит заметить, что планируемая в данный момент магистраль М-7 начинается в центральной части города, от Арсеналь­­ной наб., где уровень загрузки УДС велик, а заканчивается на Выборгском шоссе, в районе Осиновой Рощи, где имеются загруженные узлы со светофорными перекрестками, но эти несомненные трудности не могут нивелировать целесообразности строительства М-7 даже в нынешнем виде.

Что же касается эстакадной части М-7 вдоль Финляндской железной дороги – это может быть только часть автомагистрали, аналогичной ЗСД, с выходом на КАД. Для решения же проблемы концентрации движения следует принимать меры по более равномерному распределению потоков за счет увеличения плотности сети улиц городского и районного значения и общему снижению интенсивности маятникового автомобильного движения (на работу и с работы) за счет развития общественного транспорта и перехватывающих парковок.

– Есть ли вариант, когда новую автотрассу М-7 возможно построить в другом месте, например была концепция пустить ее вторым этажом над Пискаревским пр.?

– Для строительства внеуличных магистралей с непрерывным движением больше всего подходят незастроенные территории, полосы отвода железных дорог. При этом попытки организации непрерывного движения на городских улицах спорны. Сам по себе Пискаревский пр. никак не может являться альтернативой М-7, поскольку обслуживает другие направления.

– Действительно ли сильно страдает Удельный парк при создании этой дороги? Возможет ли вариант строи­тельства магистрали № 7, когда и сохраняется парк, и одновременно появляется дорога, например вторым этажом над уже существующей железнодорожной веткой или в тоннеле под основанием парка?

– На мой взгляд, ущерб Удельному парку можно минимизировать за счет строительства эстакады над железнодорожным полотном, однако ширина железнодорожного полотна меньше ширины эстакады, в связи с этим, скорее всего, вырубка зеленых насаждений неизбежна, однако процент вырубленных деревьев по отношению к общей площади парка будет ничтожным.

При этом строительство эстакады над железной дорогой довольно дорого и потребует многочисленных согласований с ОАО «РЖД». Возможен, конечно, вариант строительства двухэтажной эстакады, имеющей меньшую ширину, однако это еще более затратно.

– По вашим оценкам, сколько средств потребуется для реализации такого объекта, как М-7? Возможно ли строительство дороги по форме государственно-частного партнерства?

– Затраты на строительство зависят от того, в каком объеме планируется реализовать проект и в каких параметрах. Очевидно, эстакадная часть в полосе отвода железной дороги будет примерно соответствовать стоимости аналогичных участков ЗСД. Как показывает опыт, привлечь средства инвесторов возможно только тогда, когда проект уже находится в стадии реализации, и риски его остановки минимальны, и при том условии, что дорога будет платной, что маловероятно. На ранних этапах финансирование неизбежно ложится на плечи городского бюджета.

– С одной стороны, территории, привлекающие внимание инвесторов, становятся ключевыми точками развития города. С другой – это зоны потенциальных рисков. Стихийный девелопмент ведет к формированию дискомфортных для жизни районов, создает ряд других трудноразрешимых проблем. Как, на ваш взгляд, избежать такой ситуации в даль­нейшем?

– Я считаю, чтобы этого избежать, у города должна быть единая стратегия развития, основанная не на желании реализации отдельных проектов, а на необходимости создания комфортной для человека городской среды в рамках комп­лексного подхода, включающего все градостроительные аспекты. Справедливости ради стоит сказать, что попытка решения одной проблемы приводит к появлению нескольких других.

При комплексном подходе и правильной расстановке прио­ритетов возможно создание комфортной, сбалансированной среды, привлекательной для жизни. Таким образом, инвестиционная привлекательность будет планомерно расти. Отдельные инвесторы не могут обеспечить этого на своей территории, стратегия должна работать на уровне городского правительства, опережая стихийное развитие.

Справка:

Скоростная магистраль М-7 по проекту Генплана Петербурга 2005 года должна пройти от Арсенального моста до Выборгского шоссе и таким образом соединить центр Петербурга и северный район (Выборгский, Приморский) города, пересекая Удельный парк. Последний факт вызвал недовольство горожан, в защиту зеленой зоны было организовано общественное движение. В 2014 году трассу предлагали исключить из Генплана, но этого не произошло. Вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, отчитываясь перед депутатами ЗакСа по поводу реализации Генплана города, отметил, что автодорогу М-7 могут превратить в эстакаду или тоннель в той части, где она пересекает Удельный парк. Чиновник обещал, что мнения жителей будут учтены.

05/09/2016

Городские власти сообщили две новости о подзабытой теме магистрали № 7. Сначала Смольный заявил, что этой осенью будет выбрана трассировка и подготовлена финансовая модель строительства для инвесторов, а потом сообщил, что до 2020 года не планирует закладывать в городской бюджет расходы на проектирование трассы.


К ак ни парадоксально покажется на первый взгляд, в этих двух месседжах власти, если понимать их буквально, нет противоречия.

Сначала напомним, о чем речь. Магистралью непрерывного движения городского значения № 7 называется дорога, которая начинается от пересечения КАД и Выборгского шоссе, проходит через разрезанный на две неравные части Удельный парк, идет эстакадами через станцию Ланская, затем вдоль железнодорожных путей и недалеко от станции Кушелевка выходит на Полюстровский проспект. Потом в точке максимального сближения с Арсенальной улицей поворачивает на нее, проходит над Невой через Арсенальный мост и упирается в Смольную набережную. «Седьмая» задумана как часть общегородской трассы непрерывного движения для соединения северных районов Петербурга с обходом исторического центра по набережным Невы, начиная от Смольной набережной и далее на юго-восток.

В советские времена урбанисты мечтали продолжить ее в сам центр, но после краха директивной экономики и возвращения института частной собственности на землю об этом уже не вспоминают.

Магистраль № 7 заложена в Генеральный план Петербурга 2005 года (а задумана гораздо раньше), причем из Удельного парка вырезан коридор шириной 70 метров с запада от железной дороги.

Как легко догадаться, на сегодня нет ничего, кроме Полюстровского проспекта и Арсенальной улицы.

По мнению Алексея Ефремова, в недавнем прошлом сотрудника института «Петербургский НИПИград», который более 40 лет занимался вопросами транспортной инфраструктуры, проблема магистрали № 7 имеет два важнейших аспекта. Первый, и в нем Ефремов видит главный смысл градостроительной деятельности, состоит в резервировании территорий. Коридор вдоль Удельного парка отведен не для того, чтобы завтра начать проектирование, до этого еще очень далеко, а чтобы сохранить возможность строительства в любом отдаленном будущем. Прежде чем проектировать магистраль № 7, еще надо придумать, как она пройдет станцию Ланская.

Для тех, кто не ездит на электричках в Сестрорецк или в Выборг, сообщим, что железная дорога находится фактически на эстакаде. Следовательно, надо искать варианты строительства новой эстакады или двух по разные стороны от железнодорожного полотна.

В качестве примеров градостроительного резервирования территорий Ефремов назвал развязки с магистралью № 7, которые заложены в проекты путепровода на Поклонной горе (он сейчас строится), и продолжения Суздальского проспекта (движение по новому участку открыто в декабре 2015 года).

Более ранний, но очень показательный пример - мост Александра Невского, открытый в 1965 году. Еще до войны на обоих берегах Невы были зарезервированы участки земли для строительства этого моста и развязок.

Второй аспект - последовательность строительства магистрали № 7. Ефремов убежден, что ключевая тема не транзит, а усиление транспортных связей Гражданки с территориями вокруг Суворовского проспекта, разгрузки существующих магистралей.

Поэтому первоочередной задачей является соединение Полюстровского проспекта с Арсенальной улицей (там находятся земли ЛОМО), тем более что рядом активно строится жилье, возведение моста через Неву, строительство развязки на Смольной набережной. Обратный порядок - условно сначала проход магистрали через Удельный парк, а когда-нибудь потом мост через Неву - смысла не имеет.

Но и первая часть магистрали должна иметь принципиальное дополнение. Смольная набережная непременно должна соединиться с Таврической улицей. Там всего 440 метров, по оценке Ефремова, потребуется освободить 4,6 га территории.

Но этой крошечной в масштабах Петербурга «пробивки» нет в Генплане 2005 года. Разумеется, не по причине забывчивости проектировщиков. Требуемая территория принадлежит «Водоканалу», конкретнее - там находится Главная водопроводная станция. Впрочем, эксперт напоминает, что прокладка этой связки была заложена еще в Генплане 1986 года.

Алексей Жуковский, другой мэтр проектирования транспортных сетей Петербурга, убежден, что магистраль № 7 имеет смысл только как единая трасса от Зеленогорска до Колпина. Где-то можно использовать существующие шоссе и улицы, что-то необходимо построить. Важно, чтобы была создана устойчивая связь между северо-западными и юго-восточными районами Петербурга. КАД не решил эту проблему. Кольцевая автодорога намного длиннее, а магистраль № 7 почти прямая.

Может ли эта магистраль обойти Удельный парк, о судьбе которого беспокоятся общественные активисты? Жуковский считает, что это возможно, но тогда все участки трассы, которые находятся южнее парка, надо трассировать и просчитывать заново.

Дмитрий Баранов, блогер и транспортный инженер, полагает, что обсуждать имеет смысл только южный участок магистрали - от Арсенальной набережной до улицы Карбышева. Северный участок - от Удельного проспекта до Выборгского шоссе - лучше заменить реконструкцией и строительством улиц районного значения. Тем более что для прокладки «семерки» потребуются снос домов и выкуп земли.

Что касается центрального участка - от улицы Карбышева до Удельного проспекта, куда входит и Удельный парк, - то помимо технических и экологических сложностей, эта часть трассы, будучи оторвана от городских автомагистралей, станет лишь коридором для транзита. К чему приводит появление таких коридоров, известно - к увеличению количества автомобилей в городе, особенно в его центральной части.

И тогда поэтическая конструкция «вылетная магистраль», которую чиновники любят использовать в разговорах «про семерку», на деле обернется «влетом» не меньшего встречного трафика. Баранов уверен, что только уменьшение количества частных автомобилей может радикально решить транспортные проблемы в мегаполисе.

Если суммировать мнения экспертов: трассировку магистрали № 7 обсуждать можно, проектировать ее - преждевременно.

Другой вопрос - почему Смольный напомнил о магистрали аккурат перед началом избирательной кампании, подарив своим оппонентам повод критиковать власть за желание погубить Удельный парк?

Наблюдатели находят одно объяснение: в Смольном не слишком думают о выборах. А думают о другом. Предстоит разработка нового Генерального плана Петербурга на 2019-2043 годы. А группа ЛСР интересовалась вылетными магистралями и транспортными коридорами вдоль железных дорог. Магистраль № 7 по нынешним оценкам стоит 120 млрд рублей. В одиночку городской бюджет вряд ли начнет этим заниматься. Но на пару с влиятельным бизнесом - может.

Кстати

Отвечая на вопрос, какие еще крупные транспортные инфраструктурные проекты он считает первоочередными, Алексей Жуковский назвал два. Первый - «Южная магистраль», она начинается примерно там, где ЗСД и существующая грузовая железнодорожная ветка пересекают проспект Стачек. Идет на восток вдоль этой ветки, потом в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее до КАД.

Второй проект - Орловский тоннель. Эксперт убежден, что городу необходима подземная транспортная связь между Смольной набережной и пересечением Пискаревского проспекта и шоссе Революции.