Кто был на горе кайлас. Гора Кайлас — сердце мира. Тибет. Китай. мая. Долгая дорога на Манасаровар

4.9166666666667 Рейтинг 4.92

- 4.8 out of 5 based on 6 votes

Самые интересные факты и тайны горы Кайлас

«В этом диком краю редко бывали чужеземцы. Местами мы могли смотреть через границу Тибета и видеть гору Кайлас. Хотя высота Кайласа всего 6666 метров, индуисты и буддисты считают ее самой священной из всех гималайских вершин. Возле нее находится большое озеро Манасаровар, также священное, и знаменитый монастырь. Во все времена сюда приходили паломники из самых отдаленных частей Азии». Тенцинг Ногрей, покоритель Эвереста.

Факт №1. Множество имен

Гора Кайлас (Кайлаш) является одной из самых таинственных мест на нашей планете. Она известна и под другими именами: европейцы называется её Кайлас, китайцы – Гандисышань (冈底斯山) либо Ганжэньбоци (冈仁波齐), в традиции бон ее название - Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ; gangs rin po che) – «Драгоценная снежная». Множество интересных тайн и легенд про Кайлас не оставляют равнодушными людей, как паломников, так и исследователей.

Факт №2. Центр 4-ех религий

Гора Кайлас – это священный центр 4х религий: индуизма, джайнизма, тибетской религии Бон и буддизма. Мечта каждого индуиста – хоть раз в жизни увидеть Кайлас собственными глазами. С этим желанием связаны серьезные ограничения визового плана, выдаваемые Китаем для индусов, желающих побывать в этих местах. В Ведах (древних текстах этой религии) гора Кайлас – излюбленное место пребывания Шивы (космического сознания, олицетворяющего собой мужское начало Вселенной).

Тибетская древняя религия Бон считает гору Кайлас местом возникновения жизни во Вселенной и средоточием силы. По их преданиям, именно здесь расположена мистическая страна Шангшунг (Шамбала), а первый мастер джайна Тонгпа Шенраб спустился в мир именно с Кайласа.

Буддисты почитают эту гору как обитель Будды в одной из главных инкарнаций – Самвара. Поэтому каждый год во время буддистского религиозного праздника Весак (другие названия - Сага Дава, Вишакха Пуджа, Дончод-хурал), посвященного просветлению Будды Гаутамы, у подножия горы Кайлас со всего мира собираются тысячи паломников и туристов.

Факт №3. Начало 4-ех рек

Согласно индуистской мифологии на склонах горы Кайлас берут свое начало четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Брахмапутра, Сатледж и Карнали. Джайны считают, что у горы Кайлас их первый святой Джина Махавира достиг просветления, после чего основал собственное учение – джайнизм.

Факт №4. Символ свастики из тени

Гора свастики – еще одно название Кайласа. Появление этого названия связано с рисунком, который образуют две трещины на южной ее стороне. В вечернее время тень, отбрасываемая выступами скалы, вырисовывает на ней громадное изображение свастики. Свастика – священный символ для многих народов мира. В Индии, например, свастика рассматривается как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия, тесно связанный с культом бога Агни. В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Свастика – один из символов Джайнизма.



Факт №5. Ориентация на стороны света

Гора Кайлас имеет пирамидальную форму, строго ориентированную по сторонам света. Имеются также данные, позволяющие предполагать наличие пустот как в самой горе, так и у ее подножия. Некоторые исследователи, занимавшиеся изучением горы и ее тайн утверждают: Кайлас – неприродное искусственное образование, возведенное в далекой древности неизвестно кем и с какой целью. Возможно что это какой-то комплекс, пирамиды.

Факт №6. Освобождение от грехов

В религии Бон и индуизме существует легенда, которая гласит: обход вокруг Кайласа (кора) позволяет очиститься от всех грехов, совершенных в данной жизни. Если кора совершена 13 раз, совершивший ее паломник гарантированно не попадает в Ад, совершивший кору 108 раз – вырывается из круга перерождений и достигает степени просветления Будды. Кора, совершенная в полнолуние, считается за две. Именно поэтому вокруг горы сегодня всегда имеется множество паломников, совершающих свой путь искупления грехов.

Факт №6. Восхождение на Кайлас невозможно

Гора Кайлас – закрыта для альпинистов: ни один человек еще не побывал на ее вершине. Связано это не только с тем, что официально восхождения на нее запрещены. Ходят легенды о том, что Кайлас способен непостижимым образом изменять желание альпинистов о восхождении, тем самым никого к себе не допуская. Те, кто приближается к ней слишком близко, и те, кто намерен взобраться на ее вершину, внезапно получают установку идти в обратном направлении.

Так это или нет, но до сих пор вершина горы остаётся непокорённой. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент.

В 2000 году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела разрешение (пермит) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору так и не смогла. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа и испанцам пришлось отступить.

Факт №7. Зеркала Времени на поверхности Кайлас

Еще одной загадкой Кайласа, вокруг которой идут многочисленные споры и суждения, является зеркала времени. Под ними подразумевается множество скал, расположенных вблизи Кайласа, имеющих гладкую или вогнутую поверхность. Созданы ли эти поверхности искусственно в далекой древности или являются игрой природы, до сих пор не известно.

Существует предположение о том, что данные образования являются своеобразными «зеркалами Козырева» – вогнутые зеркала, в фокусе которых может изменяться скорость течения времени. Человек, попадающий в фокус такого зеркала, может испытывать различные аномальные и психофизические ощущения. По мнению Мулдашева, зеркала вокруг Кайласа размещены по определенной системе по отношению друг к другу, что создает нечто вроде «машины времени», способной переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры.

Факт №8. Озера Манасаровар и Ракшас Таль – такие близкие, но такие разные

Два озера, находящихся у подножия горы Ракшас Таль и Манасаровар расположены рядом и разделены между собой лишь небольшим перешейком. Тем не менее, оба этих озера разительно отличаются друг от друга, что представляет собой еще одну загадку Кайласа.

Воды озера Манасаровар, почитаемого тибетцами как священного, пресные. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Отсюда пошло и его название: на санскрите «Manas sarovara» означает «Озеро Сознания» от слов manas (сознание) и sarovara (озеро). По одной из буддистских легенд это озеро является тем самым легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду. Манасаровар, также как и Кайлас, является местом паломничества, вокруг которого также совершается ритуальный обход – кора с целью очистки кармы. Паломники приезжают сюда, чтобы принять церемониальные ванны в очистительных водах Манасаровара. Считается, что это озеро – место, где обитает «чистота», в придонном его слое, у северо-западного берега, вода является живой. Тот, кто касается священной земли Манасаровара или купается в этом озере, обязательно попадет в рай. Тот, кто выпьет воды из озера – поднимется на небеса к Богу Шиве и очистится от своих грехов. Поэтому Манасаровар считается самым священным, почитаемым и известным озером во всей Азии. Кора вокруг священного озера составляет 100 км.

Рядом с Манасаровар расположено соленоватое мертвое озеро Ракшас таль (также Лангак, Ракас, Ланга Цо (кит. упр. 拉昂错, пиньинь: Lā’áng Cuò) . В индуистской мифологии это озеро было создано повелителем ракшасов демоном Раваной и на этом озере находился специальный остров, где Равана каждый день приносил в жертву Шиве одну из своих голов. На десятый день Шива дал Раване сверхсилы. Озеро Ланга Цо ставится в противопоставление созданному богами озеру Манасаровар. Манасаровар имеет круглую форму, а Ланга-Цо вытянуто в виде месяца, что символизирует свет и тьму соответственно. Касаться воды мертвого озера по местным обычаям запрещено, т.к. это может принести несчастье.

Количество легенд, историй и различных преданий, связанных с этим местом – просто огромно: вряд ли какое-то из других мест нашей планеты может похвастаться таким количеством тайн и загадок.

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.

Гора Кайлас (6714 м) является самой священной вершиной Азии. Она окутана таинственностью древних легенд и мистических учений, и на протяжении многих веков является местом поклонения и центром паломничества для последователей четырех великих религий – буддизма, индуизма, джайнизма и религии Бон-По, а в последнее время привлекает все больше туристов со всего мира. Мы отправляемся туда, чтобы на своём опыте понять и почувствовать, что может дать обычному человеку из мегаполиса это уникальное место на географической карте, свято чтимое мистиками, йогами и святыми.

Верующие четырех религий - индуисты, буддисты, джайнисты и приверженцы бон считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли». Кайлас — это гора Меру, находящаяся в центре Гималаев, имеющая особое географическое расположение в центре Тибетского плато, на котором берут начало реки Карнали (впадающая в Ганг), Инду, Сутлеж и Брахмапутра. Паломничество к горе и ее священный обход – кора вокруг Кайласа – является одним из главных паломничеств в Тибете.

Гора известна под многими именами: у европейцев - Кайлас, у китайцев - Гандисышань либо Ганжэньбоци, в традиции бон - ЮндрунгГуцег, в древних текстах на тибетском языке её называют Канг Римпоче (KangRimpoche) - «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».

Эта поразительной красоты вершина, увенчанная сияющим ледовым куполом, является грандиозной скальной пирамидой совершенных пропорций. Четыре ребра горы почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику — буддистский символ духовной силы. Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана, и существовал задолго до появления Гималаев. Вершина горы до сих пор остаётся непокорённой.

Главным событием во время паломничества к Кайласу является ритуальное обхождение горы по часовой стрелке, которое тибетские буддисты называют «корой», а последователи индуизма и джайнизма – «парикрамой». Высшая точка коры вокруг Кайласа – перевал Дролма Ла (5640м) – знаменует кульминацию путешествия, освобождения от негативных последствий предыдущих действий и новое рождение.

Но в нашем путешествии мы попробуем пойти даже немного дальше… Те, кто почувствуют потребность и готовность приблизится к Горе, смогут это сделать, подойдя к её склонам на максимально возможное расстояние. Несмотря на то, что во всех традиционных религиях существует запрет на прямое касание склонов горы руками паломников, такая кора получила неофициальное название «кора касания лиц».

Это путешествие к горе Кайлас составлено таким образом, чтобы обеспечить максимально щадящую акклиматизацию и наиболее комфортное прохождение маршрута, который проходит на высотах, к которым человек из обычного западного мира не приспособлен.

Если вы хотите больше узнать, как готовиться к такому путешествию физически и нравственно, а также о том, каков Тибет сегодня, посмотрите запись моей лекции.

Как присоединиться к путешествию

  1. Заполните заявку, чтобы гид мог связаться с вами для краткой беседы и ответа на все интересующие вопросы (кстати, ответы на общие вопросы уже есть в ).
  2. После подтверждения участия вы приобретаете авиабилеты и вносите гиду предоплату. Оставшаяся часть суммы передается гиду по прилету в пункт назначения.
  3. В дальнейшем общайтесь с гидом напрямую, поскольку он является одновременно и организатором путешествия.

30 апреля. Вылет в Гуанчжоу (КНР)

1 мая. Смотрим Гуанчжоу

Прибытие в Гуанчжоу (пересадка с ночёвкой). Гуанчжоу не является целью нашего путешествия, тем не менее, это один из крупнейших мегаполисов Азии и всего мира, один из основных промышленно-коммерческих центров КНР.

Поэтому, с теми, кто не захочет терять время и просто остаться в отеле для отдыха, мы совершим небольшой обзорный променад по наиболее интересным местам этого города: увидим исторические и новые кварталы Гуандуна, суперсовременное здание кантонской оперы, небоскрёбы, музей, где хранятся древние резные шедевры в стиле Чаожоу, ну, и может быть что-то ещё…

2 мая. Долина реки Ярлунг

Перелёт в Лхасу (высота 3600 м над уровнем моря). Переезд в долину Ярлунг. Колыбель тибетской цивилизации: посещение дворца древних царей Тибета – Ямбуланганг – и одного из древнейших храмов/монастырей Тибета – Трандрук – где хранится жемчужная танка, вышитая руками невесты первого великого царя Тибета Сонгценгамбо – принцессы Венчень.

Переезд в Самье. После заселения в гестхауз, если останутся силы, попробуем подняться на вершину холма Хэпо Ри, где согласно традиции великий Гуру Римпоче (Падмасамбхава), основатель монастыря в Самье, победил демонов Тибета, с тем, чтобы утвердить здесь буддийскую веру. Отсюда открывается потрясающий вид на окружающую долину и монастырь.

3 мая. Монастыри Самье и Джоканг

Утром осматриваем самый древний монастырь тибета – Самье, который по-прежнему находится в стадии реставрации после разрушений, которые были учинены китайскими хунвейбинами во время Культурной Революции. Монастырь представляет собой мандалу, а его архитектура сочетает в себе три стиля: тибетский, непальский и китайский.

Переезжаем в Лхасу. Заселение в гостиницу. Во второй половине дня посещение самого священного храма Лхасы – Джоканга. Здесь, где находится статуя Джово, Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, тибетцы-паломники из самых дальних уголков Страны Снегов создают потрясающую атмосферу набожности и почитания. Вечером прогулка в районе Баркор и кора вокруг храма Джоканг, а также фотографии на фоне ночной Поталы.

4 мая. Потала, Ганден и Драг Йерпа

Лхаса. Начинаем нашу программу с посещения самого фотографируемого и популярного места в Тибете – дворца далай-лам Потала, хотя заранее время посещения этого охраняемого ЮНЕСКО шедевра архитектуры мы знать не можем.

Далее направляемся в монастырь Ганден – один из шести основных монастырей тибетской школы буддизма гелуг. Исторически именно он являлся его центром. Расположен он очень живописно на вершине холма, в 47 километрах на восток от Лхасы.

Драк Йерпа или просто Йерпа, монастырь и ретритный центр, расположенный в горной местности на высоте почти 4900 м над уровнем моря. С древних времён и до наших дней он оставался одним из основных мест для медитации для поколений великих лам и монахов. Заложенный в 11 веке учеником Атиши и основателем школы кадампа Гуру Дронтомпой, несмотря на все потрясения XX века, а также близость к Лхасе, это место обладает потрясающей энергетикой и поныне хранит удивительную атмосферу прозрачности и возвышенной гармонии. Кроме того, что в этом месте вас почти неизбежно настигнет чувство глубокого умиротворения…Передвигаясь медленно и осторожно, мы сможем хорошо акклиматизироваться, что очень поможет нам в дальнейшем… Возвращение в Лхасу.

5 мая. Озеро Ямдрок, монастырь Ралунг, ледники и плоскогорья

Сегодня нас ждёт очень красивая дорога: переезд из Лхасы в Гьянтзе.

Первой точкой остановки является перевал Камба Ла (4800 м) – отсюда открывается потрясающий вид назад на долину реки Ярлунг и далее на лежащее внизу сказочной красоты озеро Ямодрок, одно из четырёх самых священных в Тибете озёр и, сияющий вечными снегами, хребет Ноджинг Кангтсанг, главная вершина которого вздымается в небо на высоту 7191 м. На перевале вы сможете сфотографироваться с дюжиной огромных тибетских мастифов, которых местные приводят сюда специально для увеселения туристов.

Спустившись с перевала, мы омоем руки и лицо в священных водах и, примерно через полчаса попадём в городок Нагартце, где и пообедаем. После обеда нас ждёт подъём на перевал Каро Ла (5036 м), где в 1904 году произошло самое высокогорное сражение в истории колониальных войн между тибетцами и сипаями полковника Янгхазбенда. Обычно здесь много китайских туристов, которые фотографируются на фоне массивного ледника, сползающего с южной грани Nojing Kangtsang (7191 м).

За перевалом путешественникам открываются обширные плоскогорья и высокогорные пастбища, которые чаще всего всплывают в воображении тех, кто много путешествовал по Тибету. Здесь, если у нас будет достаточно времени, мы сможем посетить знаменитый монастырь Ралунг, главный монастырь знаменитой школы Друкпа Кагью, которая является одной из основных ветвей школы Кагью тибетского буддизма. Мы увидим как развалины старого монастыря, так и монастырь, воссозданный за последние годы. Этот место особенно интересно тем, кто отправляется в сторону Кайласа, т.к. большая часть монастырей в районе священной горы принадлежит именной этой ветви тибетского буддизма.

Последней остановкой на нашем пути в Гьянтзе станет небольшой перевал Сими Ла (4330 м). Главной достопримечательностью здесь является небольшое искусственное озеро, возникшее в результате строительства плотины и электростанции в Гьянтзе. Отсюда до города не более получаса езды. Вечером мы сможем прогуляться по улицам старого города и поужинать в ресторане непальской кухни.

6 мая. Кумбум и Шалу

С утра монастырь Пелкор Чоде потрясёт вас великолепием знаменитой ступы Кумбум. Монастырь был создан в начале XV века и знаменит тем, что в его стенах уживались сразу три школы тибетского буддизма: школы гелуг, кадам и сакья. Однако наиболее известен монастырь 32-метровой ступой Кумбум, которая представляет собой девятиярусную мандалу, символизирующую полный путь духовной реализации человека.

Наша следующая остановка – монастырь Шалу, расположенный в 25-ти километрах от Шигатзе. Его слава разнеслась по всему Тибету в XIV веке благодаря деятельности тантрического мастера и историка буддизма Будона Ринчен Дуба. Несколько столетий именно Шалу считался главной школой, где готовили бегунов лунгомпа, которые, введя себя в состояние транса, могли покрывать огромные расстояния с большой скоростью почти без остановки.

7 мая. Ташилунпо и Сакья

Шигатзе. Монастырь Ташилунпо – ещё один важнейший монастырь школы гелуг и один из крупнейших в Тибете. Именно он являлся и является резиденцией Панчен Ламы – второго по значению лица в тибетской духовной и светской иерархии. Здесь находится самая большая в мире позолоченная статуя – 26-метровая статуя будды будущего – Майтрейи.

Ещё одну остановку по дороге в Тингри мы сделаем с тем, чтобы осмотреть монастырь Сакья, центр одноимённой школы, одной из главных школ тибетского буддизма. Заполненный ступами и статуями будд огромный зал общих собраний, потолок которого поддерживают древние колонны из цельного дерева XIII века (одна из которых считается подарком императора Хубилай Хана) и огромная библиотека древних текстов высотой 16 метров, вряд ли оставит кого-либо из вас равнодушными.

Вечером мы прибудем на ночёвку в небольшой посёлок Тингри (4348 м) – место, где делают первую остановку все альпинисты… Вернее те, что держат свой путь к базовому лагерю Эвереста.

8 мая. Эверест, Шишапангма и озеро Пейку

Сегодня нам нужно будет подняться очень рано, около 5 утра. Для чего?… Для того, чтобы успеть поймать первые лучи рассвета на сияющей льдом северной стене Вершины Мира – Джомолунгмы (8848м). Прогулка в сторону базового лагеря Эвереста будет для нас хорошей подготовкой к коре. По дороге мы также сможем увидеть и другие вершины Главного Гималайского хребта. Здесь же расположен самый высокогорный в мире монастырь – Ронгбук.

Во второй половине дня нас ждёт переезд в Сагу. По дороге увидим красивейшее озеро Пейку Тсо и вид на ещё один «самый маленький» восьмитысячник – Шишапангму (8021м). Почти всю дорогу нас будут сопровождать потрясающие виды Главного Гималайского Хребта. Ночуем в Саге (4640 м).

9 мая. Долгая дорога на Манасаровар

Переезд в Чу Гомпа на озере Манасаровар. По дороге мы посетим небольшой монастырь Даргьелинг и очень интересный и живой монастырь школы сакья – Зонгба. Песчаные дюны в районе Парьянга в последнее время покрыли тканью и они потеряли часть своего очарования, но виды, открывающиеся отсюда путешественнику, по-прежнему радуют глаз.

Вечером мы, если успеем, искупаемся в горячих источниках возле озера Манасаровар.

10 мая. Манасаровар и Ракшастал, Кьюнлунг и Гуругьям

Рано утром встречаем восход на холме над Манасароваром, откуда открывается круговой обзор на озеро и окрестные горы.

После завтрака посетим монастырь Чиу Гомпа — место, связанное с деятельностью Падмасамбхавы. Здесь в небольшой пещере, он медитировал неделю после посещения Кайласа и здесь же находится его нерукотворная статуя из сандалового дерева. Далее мы увидим озеро Ракшастал и великое священное озеро Манасаровар, самое важное из озёр Тибета.

Во второй половине дня мы отправимся в Гуругьям, монастырь древней религии тибетцев бон. Ещё несколькими километрами далее, в долине реки Сатледж, мы посетим развалины древней столицы царства Шангшунг – Кьюнглунг или Серебряный Дворец Гаруды. Переезд в Дарчен. Подготовка к коре.

11 мая. Чуку Гомпа и Западное Лицо

Первый день коры. Сегодня нам предстоит преодолеть 20 км по долине реки Лха. По дороге мы неизбежно сделаем остановки возле чортена Кангни, а также мест поклонения Южному и Западному Лицам, можем посетить монастырь Чуку Гомпа и небесное кладбище 84 махасиддхов. По дороге мы обязательно совершим подход к Западному Лицу Горы.

Вечером мы остановимся в гестхаузе в местечке Дира Пук, напротив Северного Лица Кайласа на высоте более 5000 м. Здесь же расположен один из трёх важнейших монастырей на коре с одноимённым названием – Дира Пук Гомпа.

12 мая. Дира Пук и Северное Лицо

Основная цель сегодняшнего дня – восхождение и подход к Северному Лицу Горы. Путь в одну сторону на высоту около 5400м займёт 2-3 часа. Каждый приходит в это место со своими помыслами и целями, поэтому у всех нас будет достаточно времени и пространства для того, чтобы задать свои вопросы и получить нужные ответы. Мы проведём в этом благословенном месте ровно столько времени, сколько будет нужно, после чего вернёмся в Дира Пук.

Во второй половине дня те, кто захочет, сможет посетить монастырь Дира Пук и «пещеру Ячицы», где в XIII веке медитировал великий тибетский мастер Готсанпа Гонпо Дорже, открывший путь коры вокруг Кайласа.

13 мая. Перевал Дролма Ла

Главный день коры, который начнётся для нас в 6 утра. Через несколько часов непрерывного движения мы с вами поднимемся на перевал Дролма Ла (5640 м), который в мандале Кайласа символизирует новое рождение и очищение от привязанностей и омрачений прежней жизни.

Недалеко от перевала есть ещё одно небольшое небесное кладбище – Шива Цал, где паломники, идущие на перевал, оставляют волосы, одежду, фотографии и прочие вещи, которые символически помогают им избавиться от прежних привязанностей. За перевалом нас ждёт долгий спуск к монастырю Зутрул Пук.

14 мая. Завершение коры, переезд в Сагу

Именно здесь, в небольшой пещере монастыря Зутрул Пук, великий йогин и поэт Тибета Миларепа, ждал утра, чтобы с первым лучом света взлететь на вершину священной горы и тем самым положить конец в своем состязании с бонским мастером Наро Бончунгом. Отсюда нам остаётся всего 11 километров до Дарчена, где мы завершим священный обход вокруг Горы. Обед и переезд в Сагу.

15 мая. Долгая дорога в Шигатзе

Переезд в Шигатзе через 8 перевалов.

16 мая. Резервный день на случай задержек в пути

17 мая. Домой

Переезд в аэропорт Лхасы и вылет домой через Гуанчжоу.

Примечание: маршрут и программа могут корректироваться гидом в зависимости от погодных и транспортных условий, состояния и пожеланий участников группы.

СТОИМОСТЬ 2950$ – при минимальной группе – 5-6 человек.
2850$ – при группе 7-8 человек
2750$ – при группе 9-10 человек
2650$ – при группе 10 и более человек
ВКЛЮЧЕНО автотранспорт по всему маршруту
проживание (гостиницы в городах и лоджии на коре)
все входные билеты в музеи и монастыри
все разрешения, пермиты и билеты в национальные парки
профессиональное сопровождение (гид клуба и местный тибетский гид)
транспортировка рюкзаков на коре
ВЫКЛЮЧЕНО авиабилеты в Лхасу и обратно (через Гуанчжоу)*
питание (20-25$ в день), кроме завтраков, включённых в проживание в гостиницах
виза в Китай (100$)
медицинская страховка
чаевые местному гиду, водителю и портерам
личные расходы: сувениры, алкоголь и тд.

*Билеты приобретаются самостоятельно, при этом гид поможет вам подобрать наиболее оптимальный и дешевый перелет. Пожалуйста, предварительно согласуйте покупку билетов с гидом!

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов. Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлас.


На закрытой для иностранцев до середины прошлого века территории когда-то, согласно легендам, жили святые, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду и умении материализовать предметы буквально из воздуха.

Где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу - таинственную страну, где хранится Истинное Знание и где сосредоточены святые Силы Земли.

Гору Кайлас в Западном Тибете называют «пупом Земли». Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бонпо и джайнизма, а это - около половины населения планеты) она является центром Земли и Вселенной.

На западе Тибетского нагорья в 200км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Kailash) . Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.

Гора Кайлас, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев. Четыре ребра горы Кайлас почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлас известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок - гневная составляющая Будды Шакьямуни. Индусы верят, что Кайлас - это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы-разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад). Кроме того, считается, что Кайлас - одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами. Этот энергетический центр нашей планеты, несмотря на труднодоступность, тысячелетиями притягивал искателей истины.

Никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору - обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. 4 дороги с разных сторон света ведут к самой священной горе на Земле. Древнейший и кратчайший путь к удивительным по красоте и духовной силе местам вновь открыт для пилигримов лишь несколько лет назад.

Удалённость горы Кайлас от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлас по прежнему труднодоступным для туристов.

Рядом с Кайласем расположено священное озеро Маносаровар - источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. Индуисты уверены, что озеро - это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600м над уровнем моря.

Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

В отличие от западных путешественников, тибетцы, как правило, проходят кору за один день. Говорят, что в результате одной коры вокруг Кайласа стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.

Что касается посещения святых мест во время прохождения коры, то, пожалуй, каждый сантиметр пути, каждый элемент окружающего ландшафта, является священным и полон философского и религиозного смысла. Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Специальный обряд почитания – нендра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения. Некоторые ламы совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится 800 дней.

Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в приютах (гэст хаусах), где матрасы кладутся прямо на каменный пол или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки. Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание – за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.

Утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, паломники начинают Кору. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами.

Для туристов обход самой священной на Земле горы занимает 5 дней. Трек проходит на высоте от 4500м до 5100м. Для прохождения маршрута не требуется специальной подготовки и альпинистского снаряжения. Нужны лишь хорошая физическая форма и, главное, решимость. Вам встретятся индийские и тибетские пилигримы, прошедшие многие сотни километров пешком, чтобы достичь здесь заветной цели.

Карта горы Кайлас

Для просмотра карты в большем размере, нажмите на нее.


Для Тибета характерна большая разница в климате различных районов, уникальные явления природы, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана, а также необыкновенно примечательные восходы и закаты солнца.

Особый климат Тибета обусловлен особенностями его рельефа и атмосферной циркуляции. Общей тенденцией является сухой, холодный климат в северо-западной части края и влажный, теплый в юго-восточной его части. Кроме того, явно дает о себе знать закономерность в смене климатических поясов по высоте рельефа.

Как добраться

Общая длина пути до горы 53 км (2-4 дня). Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике.

Краткий видео обзор

Публикация 2017-12-04 Понравилось 13 Просмотров 1012


Священная кора: 13 + 1 вокруг Кайласа

Мифы о горе Кайлас

Вокруг этой таинственной горы ходит множество легенд и рассказов. Кайлас или Кайлаш - это одна их самых высоких гор в хребте Гангдисе, который находится по большей части в Китае, в Тибетском нагорье.


Кайлас необычен и ночью. До Млечного пути, кажется, рукой подать

4 главных загадки Кайласа

Предкам, глядя на гору, было легче - они во всем видели божественную волю. В век научно-технического прогресса загадки Кайласа не дают покоя рациональным и пытливым умам. Возможно, потомки смогут найти все ответы.

  1. Никто так и не покорил эту гору. Хоть она и не самая высокая точка мира, ни одному альпинисту не удалось взобраться на ее вершину. По преданиям буддистов, ни одно живое существо не имеет право подниматься в обитель богов. В противном случае ему придется умереть.
  2. Стороны Кайласа обращены к четырем сторонам света. Будто бы это не гора, а рукотворная пирамида. Неужели природа была так точна в своих измерениях, и зачем? На этот вопрос ответа нет.
  3. На южной стороне пирамидального пика Кайласа можно увидеть знак свастики - сакральный символ многих народов мира. На самом деле это две пересеченные почти под прямым углом трещины или впадины, углубленные водотоками. А дальше человеческое сознание решает, видеть в этом необъяснимые знамения или нет.
  4. Высота Кайласа составляет 6666 метров. Ученые продолжают спорить насчет точности этих данных, по некоторым данным высота Кайласа несколько меньше. Можно отыскать в этой цифре темное начало, но стоит перевести меру измерения из метров в футы и вся мистика растворяется.

Озеро Мансаровар - еще одна загадка горы Кайлас

Священная кора: 13 + 1

Паломники приезжают к горе Кайлас, чтобы совершить ритуальный обход вокруг нее. Во время обхода они читают священную мантру «Ом Мани Падме Хум». В религиозных текстах говорится что тот, кто обойдет Кайлас 108 раз, навеки обретет освобождение и достигнет нирваны. Тем не менее даже один или несколько обходов вокруг горы являются мощнейшим поклонением тому божеству, в которое верит приезжий.


Схема внешней коры. 53 километра проходят обычно за 3 дня

Пеший тур или обход вокруг Кайласа называется «ко́ра». Троп несколько, но самые популярные - это внешняя кора и внутренняя кора. Считается, что внутреннюю кору может совершать лишь тот, кто совершил 13 внешних кор вокруг Кайласа.


Тибетские паломники совершают кору вокруг священной горы

Почему Кайлас - всеобщая святыня

Гора Кайлас считается священным местом для верующих нескольких . Сюда стремятся индуисты, буддисты, джайны и другие. Индуисты считают, что на Кайласе живет Шива со своей семьей. Гора - центр вселенной, самая энергетически сильная точка земли, откуда расходятся деяния и благословения Шивы.


На Гугл картах на Кайласе обнаружили улыбающееся лицо Шивы

Буддисты полагают, что на Кайласе обитает Будда. Он сидит здесь столетиями в состоянии самадхи и увидеть его может лишь тот, кто сам достигнет этого состояния. Последователи Будды выполняют простирания возле Кайласа в знак обуздания собственного мечущегося ума и с целью приобретения благих заслуг.


Паломница у подножия горы Кайлас

Духовная аскеза в виде сложного и продолжительного путешествия сжигает карму, очищает ум и тело, соединяет человека с высшими силами. Это своего рода вызов самому себе, своей зоне комфорта и психическим ограничениям, которые не позволяют самореализовываться. Если оставить у горы Кайлас то, к чему привязан больше всего, пусть даже мысленно, после паломничества жизнь может сильно измениться.


Священнослужители разных религий проводят у горы свои ритуалы

Вход в Шамбалу, незримую страну великих учителей и знаний, находится у подножия Кайласа. Так думают буддисты и индуисты, об этом писала Елена Блаватская, Елена и Николай Рерих.


Получить благословение от садху - На Кайлас едут в том числе и за этим

Мифы о Кайласе

Некоторые псевдоученые убежденно заявляют, что горы Тибета - дело рук древних цивилизаций, и все пики Гималаев выстраиваются в единую цепочку загадочных пирамид. Некоторые «мудрецы» высчитали, что от Кайласа до Стоунхенджа ровно 6666 километров. Это, конечно же, не так. И никакие живые существа не смогли бы построить Гималаи.


Убедиться, что миф, а где правда можно лишь на месте, прислушавшись к своей душе

К мифам про рукотворную гору Кайлас также приплетают информацию про аномальные «тибетские зеркала», теорию Николая Козырева. Якобы у горы Кайлас время может замедляться и ускоряться, оно может течь в обратном направлении и так далее. Все это очень интересно, но крайне малоинформативно и неубедительно - научных доказательств этим теориям пока не существует.


Вокруг Кайласа все рукотворное обладает огромным значением

Туры в Тибет, к горе Кайлас и к достопримечательностям этой непризнанной официально страны организовывают многие туроператоры. Власти Китая открыли Лхасу, столицу Тибета к посещению совсем недавно, в 2008 году после проведения Олимпиады в Пекине. С этого времени тур к горе Кайлас можно выполнить из Непала на автомобиле или самолетом, либо из Китая на поезде или самолетом. Визу и разрешение на въезд оформляют в туристических агентствах.